Прежде, чем президент Обама и президент Китая Ху Цзиньтао выпустили свое совместное заявление, азиатская поездка Обамы была просто не впечатляющей. Но после этого заявления, вылазка Обамы в Азию переросла из бессодержательной во вредную.
Прежде, чем Обама приехал в Китай, стратегические успехи его поездки были, в лучшем случае, минимальными. Он появился на крупном торговом саммите АТЭС без торговой политики. Если, как говорит Эван Файгенбаум, «бизнес Азии – это бизнес», то, не имя торговой политики, Обама серьезно подрывает положение Америки в самом экономически динамичном регионе мира. А затем премьер-министр Японии Хатояма напрямую отказался от американского предложения провести на высшем уровне диалог, призванный решить проблемы американских баз в Окинаве. Не очень-то выдающаяся работа со стороны новой команды.
Но затем вышло совместное заявление после переговоров с президентом Ху. Меня поразили два пункта этого документа: по поводу Тайваня и по поводу Индии.
По поводу Тайваня в заявлении говорится:
Две страны повторили, что в основании трех американо-китайских совместных коммюнике, определяющих американо-китайские отношения, лежит фундаментальный принцип уважения к суверенитету и территориальной целостности обеих сторон. Ни одна из сторон не поддерживает какие-либо попытки подорвать этот принцип с использованием любой силы. Две стороны согласились, что уважение к основным интересам друг друга является чрезвычайно важным для гарантии устойчивого прогресса в американско-китайских отношениях.
Три коммюнике действительно упоминают уважение к территориальной целостности. Но можно поспорить о том, что «уважение к суверенитету и территориальной целостности» представляет собой «основание» взаимопонимания, приведшего к китайско-американскому сближению. Предыдущие государственные мужи Америки обращались с тайваньским вопросом осторожнее. Их идея была в том, что мы осознаем, но не принимаем, позицию Пекина о том, что Тайвань является частью Китая. Мы продолжаем крепкие неофициальные дипломатические отношения с островом и гарантируем его безопасность в рамках Закона об отношениях с Тайванем (Taiwan Relations Act). Таким образом, мы нашли способ нормализовать отношения с Китаем, не позволяя ему при этом настоять на своем в отношении Тайваня. Обе стороны Тайваньского пролива процветают с тех пор, как США сблизились с Китаем, и подписание Закона об отношения с Тайванем прошло довольно мирно.
Теперь давайте рассмотрим ситуацию в районе Пролива сегодня. Китай создал вооруженные силы, способные уничтожить остров, если Америка не поможет Тайваню. Хотя она и обязана делать это по закону, администрация Обамы не продала Тайваню ни единой системы вооружений. Более того, у администрации Обамы просто нет американо-тайваньской повестки дня. Таким образом, еще более опасно подчеркивать те главы документов по нормализации китайско-американских отношений, которые наиболее привлекательны для Китая. Конечно, Китай хочет, чтобы мы повторили, что наше уважение к «территориальной целостности» и «суверенитету» лежит в основании всех трех коммюнике. Пекин хочет, чтобы мы приняли его аргументацию по поводу того, что Тайвань является частью Китая, и что мы должны уважать их суверенитет над островом. До сих пор Обама хорошо выполнял это пожелание. Выпущенное совместное заявление показывает, что он подошел еще на шаг ближе к тому, чтобы официально признать китайское притязание на суверенитет.
По поводу Индии в совместном заявлении говорится:
Обе стороны приветствуют все усилия, ведущие к миру, стабильности и развитию Южной Азии. Они поддерживают усилия Афганистана и Пакистана, направленные на борьбу с терроризмом, поддержание внутренней стабильности и достижение устойчивого экономического и социального развития. США и Китай также поддерживают улучшение и углубление отношений между Индией и Пакистаном. Обе стороны готовы упрочить коммуникации, диалог и сотрудничество по вопросам, связанным с Южной Азией, и выражают готовность работать вместе ради продвижения мира, стабильности и развития в этом регионе.
Здесь президент Обама предпринял нечто новое и нанес серьезный вред как американским, так и индийским интересам. Индия и Япония – это две страны в Азии, способные воспрепятствовать господству, к которому стремится Китай. На сегодняшний день Китай не особо беспокоится о Японии, где новое правительство Юкио Хатоямы разбирается со своей внешней политикой. Однако, Индия – это другое дело. Она не поддалась на давление Китая, когда Далай-лама посетил Аруначал Прадеш, индийскую территорию, на которую претендует Китай. Послание Дели состояло из двух частей. Во-первых, не вмешивайтесь во внутренние дела Индии; Далай-лама может посещать любые районы Индии. Во-вторых, Аранучал Прадеш – это индийская территория. Китай оказывает военное давление на этот приграничный регион, но индийцы не отступают. Дели также занимает прочные позиции в своем военно-морском соперничестве с Китаем в водах Индийского океана. Индийский флот не позволит Китаю создать свою сферу влияния в этом регионе.
Стратегия Пекина в отношении Индии состоит в том, чтобы связать ей руки в Южной Азии и предотвратить ее превращение в крупную державу. Эта стратегия держится на трех столпах. Во-первых, Пекин поддерживает ядерную программу Пакистана, а также его программу обычных вооружений. Во-вторых, Китай хочет, чтобы Южная Азия была признана как его сфера влияния. В-третьих, Пекин хочет возродить так называемый «дефисный» подход к Индию. Ему нужно, чтобы Соединенные Штаты думали об Индии в рамках индо-пакистанской проблемы, а не как о проявляющейся великой державе.
Во время администраций Буша и Клинтона Дели и Вашингтон пришли к соглашению о расстановке сил, признающему глобальную роль и растущее влияние Дели. Это соглашение взаимовыгодно для обеих сторон. Пакистан значит для Дели все меньше, по мере того, как Индия расширяет свои стратегические горизонты. По мере снижения важности Пакистана для Индии напряжение в отношении между двумя странами также уменьшится. Но по мере того, как Индия освобождает себя от веса своей пакистанской проблемы, у нее появляется больше пространства для маневров, чтобы усилить свое влияние в Восточной Азии. Китай чувствует в этом угрозу для своего статуса.
Таким образом, Китай одержал дипломатическую победу, убедив Вашингтон согласиться на «сотрудничество» по вопросам мира и развития в Южной Азии. Если Китай и Америка будут работать вместе по южноазиатским вопросам, таким как мир между Индией и Пакистаном, это даст Китаю статус великой державы, в то время как Индия будет просто еще одной южноазиатской страной, которой не может решить своих проблем без сторонней помощи. С помощью этого совместного заявления Обама официально признал за Индией статус младшего партнера в Азии.
Нам не следует удивляться позиции Китая. Что удивительно – и очень проблематично – так это то, что по этим ключевым вопросам Обама идет у китайцев на поводу.