В то время как специалисты по климату рассуждают в Копенгагене за чашкой каппучино о среде обитания полярных медведей и судьбе маленьких островных государств, страдающих от повышения уровня моря, существуют и другие последствия глобального потепления - те, что относятся к безопасности.
На самом деле, мы уже наблюдаем это в Арктике.
Согласно многим наблюдениям, арктические льды тают вот уже тридцать лет. Но, в то время как географический Северный полюс не принадлежит никому, окружающая его территория может содержать в себе до 20 процентов всех мировых запасов топлива.
Это, конечно, хорошие новости, но кому принадлежат эти запасы?
Околополярные государства (Соединенные Штаты, Россия, Канада, Норвегия и Дания) шумно требуют признания своих прав на огромное океанское дно, лежащее под исчезающим льдом - а также на транзитные маршруты, проявляющиеся в тающих льдах.
Проблема состоит в том, что эти заявки перекрывают друг друга, особенно в том, что касается потенциально богатого ресурсами хребта Ломоносова - подводной горной гряды длиной в 1200 миль (1930 километров).
Пять государств, граничащих с Арктическим океаном, пообещали вести себя хорошо, но они также готовятся и к возможным “штормам”, особенно это касается России.
В 2007 году российские батискафы установили титановый флаг на морском дне возле Северного полюса, на глубине почти 14 тысяч футов (4260 метров), заявив претензии на территорию, равную общей площади Франции, Германии и Италии.
Хотя некоторые посчитали, что установка флага - это не более, чем геополитический трюк, русские подходят к этому всерьез, что неудивительно, учитывая тот факт, что энергоресурсы играют центральную роль в возрождении Москвы в роли мировой державы.
(Россия является крупнейшим в мире производителем природного газа и вторым по величине экспортером нефти.)
В 2008 году корабли, подлодки, ледоколы и бомбардировщики Москвы начали поигрывать в Арктике своими мускулами - впервые с момента развала Советского Союза, произошедшего в начале 1990-х.
Но русские - не единственные, кто готовится к возможным столкновениям в Арктике. От них не отстает Канада.
Канадцы делают заявки на арктические территории и планируют построить глубоководный порт, военную базу и ледоколы, чтобы патрулировать Крайний Север.
Оттава также заявляет о своем суверенитете над Северо-Западным проходом, который является кратчайшим, потенциально круглогодичным морским путем между Азией и Европой, позволяющим избежать ограничений Панамского канала.
Наши претензии на арктические территории связаны с Аляской. Однако Вашингтон оспаривает некоторые территории с нашим северным соседом, а также не согласен по поводу статуса Северо-Западного прохода, который Оттава считает внутренним, а не международным водным путем.
Скандинавы тоже не отстают. Дания заявляет о своих правах через Гренландию. Не говоря уже о нефти и газе, Норвегия нервничает из-за усилившихся на севере военных действий России, напоминающих о холодной войне.
Так что, хотя все эти страны и пообещали позволить дипломатии, науке и международным законам разрешить диспуты о том, как следует разделить потенциально богатую ресурсами Арктику, неочевидно, что именно так все и произойдет.
Наши ставки в Арктике высоки, особенно в том, что касается энергетики, но нам не хватает береговой охраны и военных ресурсов, чтобы подкрепить наше полярное присутствие. Сейчас не время трусить, нужно продвигать наши национальные интересы на Крайнем Севере.