Сумма в 57077 долларов и 60 центов. Именно столько Соединенные Штаты платят в минуту. Задумайтесь об этом – на минуту или около того.
В конце концов, наращивание американского присутствия в Афганистане уже началось. К концу декабря первые 1500 из дополнительных 30 тысяч американских солдат уже приземлятся в Афганистане – стране размером со штат Техас, которая по оценкам ООН, находится на второй с конца позиции в мире с точки зрения человеческого развития.
Мужчины и женщины из лагеря Лежеюн в Северной Каролине будут среди первых, кто отправится в Афганистан. Чтобы послать каждого из них в Афганистан на год требуется около 1 миллиона долларов. Так что наращивание в 30 тысяч человек будет стоить как минимум 30 миллиардов долларов, что и дает нам сумму в 57077 долларов. Именно столько будет стоить минута этого наращивания американским налогоплательщикам.
Кстати, если сложить годовую зарплату одного солдата американской морской пехоты из лагеря Лежеюн, уже отслужившего четыре года, добавить туда его или ее квартирное довольствие, дополнительные выплаты на иждивенцев, премиальные за опасную службу, непосредственную опасность и службу с отрывом от семьи, эта сумма все равно не дотянет до стоимости одной минуты.
Но, возможно, сейчас не время придираться. В конце концов, работа есть работа, особенно в Соединенных Штатах, где с декабря 2007 года были потеряны семь миллионов рабочих мест, в то время как рекордное множество американцев обращаются за правительственной помощью, чтобы накормить себя и/или свои семьи. По информации Министерства сельского хозяйства США, сегодня талоны на льготную покупку продуктов получают 36 миллионов американцев, включая одного из каждых четверых детей.
С другой стороны, учитывая прискорбную недостаточность этой «системы социальной защиты», можно было бы потратить 30 миллиардов долларов, которые пойдут на наращивание, на увеличение ежемесячной суммы субсидий на покупку товаров. Это увеличение составило бы 70 долларов и стало бы эквивалентом одной дополнительной поездки в супермаркет каждый месяц для 36 миллионов человек. Как вариант, мы могли бы потратить эти 30 миллиардов долларов на создание рабочих мест. Согласно отчету, недавно выпущенному Исследовательским институтом политэкономии (Political Economy Research Institute), эта сумма могла бы создать 537810 рабочих мест в строительной отрасли или 541080 рабочих мест в области здравоохранения. Ее можно было бы использовать для зарплаты 742740 учителей или 831390 служащих общественного транспорта.
Ради сравнения, 30 миллиардов долларов – и помните, это лишь предварительная оценка, данная Пентагоном, – равны 80 процентам общего бюджета США, выделенного в 2010 году на международные отношения и включающего в себя средства на гуманитарную помощь и финансовую помощь на развитие. На внутреннем фронте 30 миллиардов долларов могли бы вдвое увеличить финансирование для программы страхования здоровья детей и программу помощи в оплате электроэнергии и отопления для малоимущих семей.
Или подумайте о наращивании с такой точки зрения: если бы США решили послать в Афганистан лишь 29900 солдат, что на 100 человек меньше, чем предполагается, мы могли бы удвоить количество денег – 100 миллионов долларов – которые выделяются на помощь беженцами и солдатам, возвращающимся из Афганистана, через Бюро населения, беженцев и миграции Госдепартамента США.
Оставив в стороне тот факт, что военные расходы США уже составляют 45 процентов общих мировых военных расходов, одна лишь стоимость наращивания в 30 миллиардов долларов поместила бы нас в первую десятку по военным расходам, прямо между Италией и Саудовской Аравией. Если бы мы решили потратить их на «мягкие» меры внутри Афганистана, 30 миллиардов долларов легко помогли бы построить, меблировать и оборудовать достаточно школ для всей страны.
Если продолжить эти абсурдные аналогии еще на секунду, то если бы вы получали серебряный доллар каждую секунду, вам бы потребовалось 960 лет, чтобы получить эти 30 миллиардов. Не то чтобы кто-нибудь мог удержать столько денег. Все вместе эти монеты весили бы около 120 тысяч тонн, что превышает вес 21 тысячи африканских слонов, авианосца или монумента Вашингтона. Если перевести это в долларовые банкноты и разложить их в линию, 30 миллиардов долларов составили бы 4,7 миллиона километров, и этого было бы достаточно, что обернуть ими Землю 120 раз.
И еще одно: 30 миллиардов долларов даже не являются настоящей стоимостью наращивания президента Барака Обамы. Это самый минимум, самая оптимистичная оценка. Если включить сюда все строящиеся базы, нанятых частных подрядчиков, дополнительных гражданских лиц, которых тоже посылают в Афганистан, и огромную стоимость обучения более крупной афганской армии и полиции (что является ключевой целью наращивания), эта сумма, несомненно, значительно вырастет.
На самом деле, сегодня ожидается, что общие расходы на войну в Афганистане в 2010 году превысят 102,9 миллиарда долларов, что вдвое больше прошлогодних расходов. Если посмотреть на это с другой стороны, это составит 12 миллионов долларов расходов в час из денег американских налогоплательщиков в течение одного года. Это равняется общим расходам американского правительства на льготы для всех ветеранов – от пребывания в больнице до обучения.
Стоимость грядущего года американских военных действий почти в пять раз больше чем ВВП Афганистана и равняется 3623 доллара и 70 центов на каждого афганца – женщин, мужчин и детей. Учитывая, что средняя годовая зарплата афганского солдата составляет 2880 долларов, и многие афганцы стремятся получить работу в вооруженных силах по экономическим причинам, это могло бы оказаться мудрой инвестицией – особенно учитывая тот факт, что талибы платят своим новобранцам гораздо больше. На самом деле, недавнее увеличение столько необходимых афганских новобранцев, похоже, коррелирует с обещанием увеличить зарплату в армии.
Однако это все лишь фантазии, так как мы знаем, на что пойдут эти 30 с гаком миллиардов. В 2010 году общие расходы на войну в Афганистане с ноября 2001 года превысят 325 миллиардов долларов, что равняется общим ежегодным военным расходам Великобритании, Китая, Франции, Японии, Германии, России и Саудовской Аравии. Если бы мы никогда не вторгались в Афганистан или не воевали бы там все эти годы, эти военные расходы, равномерно распределенные по нашей стране, означали бы доход в 2298 долларов 80 центов на каждого американского налогоплательщика.
В то время как мы подсчитываем ежегодную стоимость войны, десятки тысяч азиатских слонов бегают по комнате, указывая нам на общую сумму военных расходов в Ираке и Афганистане, составляющую 1 триллион долларов. Текущее обострение конфликта в Афганистане совпадает с этой быстро приближающейся вехой. На самом деле, благодаря недавнему репортажу Питера Бейкера в газете New York Times по поводу президентских раздумий, приведших к решению о наращивании, мы знаем, что ценник в триллион долларов может быть сильно преуменьшен. Бейкер пишет, что Административно-бюджетное управление прислало Обаме докладную записку, в которой было указано, что прибавление наращивания генерала Стэнли Маккристала к текущим военным расходам может означать, что за следующие 10 лет стоимость одной лишь афганской войны составит триллион долларов.
Будучи лишь немногим меньше одной трети федерального бюджета США на 2010 год, цифра в 1 триллион долларов, по сути, попирает все остальные расчеты. Она затмевает оборонные расходы всех остальных стран, не говоря уже об их военных расходах. Она выставляет на посмешище талоны на продовольствие и школы. Чтобы разобраться в этой сумме, нам нужно полностью оставить позади гражданскую жизнь и обратить свои взоры на другую войну. Нам нужно оглянуться на войну во Вьетнаме, чья стоимость в сегодняшних долларах составила 709,9 миллиардов – что на 300 миллиардов меньше, чем общая стоимость двух войн, которые США по-прежнему ведет и которым пока не видно конца, и даже на 300 миллиардов меньше, чем стоимость длинной войны, которую нам, возможно, еще предстоит провести в Афганистане.
Джо Комерфорд является исполнительным директором Проекта «Национальные приоритеты».