Первый контакт вновь назначенного помощника госсекретаря США по делам государств Западного полушария Артуро Валенсуэлы (Arturo Valenzuela) с аргентинским правительством вылился на этой неделе в неожиданное осложнение.
Валенсуэла, совершающий своё первое турне по странам Южного Конуса, провёл встречу за закрытыми дверями с Анибалом Фернандесом (Aníbal Fernández), главой администрации президента Кристины Киршнер. По завершении, отвечая на вопросы журналистов, высказал «обеспокоенность» американских бизнесменов «отсутствием юридической безопасности» в стране.
Министерство иностранных дел Аргентины отреагировало на это с раздражением: «Мы не получали каких-либо жалоб от американских фирм, работающих в Аргентине, существуют открытые и налаженные каналы, позволяющие проанализировать все аспекты двусторонних отношений». В ещё более жёстких выражениях отреагировал на заявление американского дипломата министр внутренних дел Флоренсио Рандаццо (Florencio Randazzo), весьма приближенный у Нестору Киршнеру: «Ушли в прошлое те времена, когда иностранный чиновник указывал нашему, каковы должны быть гарантии, которые они хотели бы иметь для обеспечения своих интересов».
Артуро Валенсуэла, чилиец по происхождению, занял в ноябре должность помощника госсекретаря США по делам государств Западного полушария. Его назначение было воспринято с большой надеждой и энтузиазмом практически во всех латиноамериканских странах, поверивших в то, что приход Обамы в Белый Дом откроет новую страницу в отношениях Вашингтона с латиноамериканскими государствами. Валенсуэла начал своё турне с посещения Канады и Мексики, а в понедельник отправился в Бразилию, Аргентину, Парагвай и Уругвай. Визит в Парагвай имеет особое значение, поскольку президент страны Фернандо Луго (Fernando Lugo) находится сейчас весьма непростой ситуации, поскольку вице-президент Федерико Франко (Federico Franco) угрожает отправить его в отставку. В такой ситуации поддержка Соединённых Штатов может оказать решающую роль для разрешения конфликта. Луго неоднократно говорил о подготовке заговора с целью лишить его президентского кресла путём голосования в парламенте. Это можно приравнять к политическому судилищу.
Визит Валенсуэлы в Бразилию прошёл в весьма положительном ключе, несмотря на разницу в подходах двух стран к кризису в Гондурасе, размещении американских военных баз в Колумбии и тесным отношениям между этой страны с Ираном. «Обстановка была самая что ни на есть сердечная», заверили бразильские источники. Успех встречи, тщательным образом подготовленной и не менее тщательно проведённой, предвещал, что в Буэнос-Айресе всё будет в порядке. Аргентина нуждается в улучшении отношений с США, чтобы восстановить свои позиции на мировой арене., Но отношения с администрацией Обамы, похоже, испортились. Что удивляет, так это быстрота, с которой всё произошло.
Непонятным образом повестка дня визита с ходу была сокращена до всего-навсего одной «официальной» встречи с главой президентской администрации. А остальные встречи прошли исключительно за закрытыми дверями с руководителями оппозиционных кругов, включая вице-президента Хулио Кобоса (Julio Cobos), известного своими радикальными взглядами и выступающего против политики правительства. Американский дипломат встретился среди прочих мэром аргентинской столицы Маурисио Макри (Mauricio Macri), с диссиденствующим руководителем перонистской партии Франсиско де Нарваэсом (Francisco de Narváez) и представителями радикальных партий Эрнесто Сансом (Ernesto Sanz) и Родольфо Террагно (Rodolfo Terragno). В ходе всех состоявшихся бесед Валенсуэла напоминал о неоплаченном аргентинском долге и подчёркивал важность на проведении этой страной более взвешенной и ответственной экономической политики.
Высокопоставленный вашингтонский дипломат подчеркнул, что Вашингтон настроен на достижение взаимопонимание и диалог с Буэнос-Айресом, но ступил на зыбкую почву, сказав, что многие американские предприниматели выражали ему свою сомнения во время принятия решений о новых инвестициях в связи с «отсутствием юридической безопасности» в Аргентине, как они выражались. Эта фраза, прозвучавшая в тот самый момент, когда аргентинское правительство всеми силами старается вернуться на международные рынки капиталов, произвела эффект ушата холодной воды. И если министр иностранных дел ещё как-то пытался сгладить остроту вопроса, то окружение Кристины Киршнер, занимающее жёсткие позиции, отреагировало крайне резко: «Опять они взялись за старое».