Прошло почти десять лет с памятной даты 11 сентября, которая породила Войну с терроризмом (она же Война с террором, она же Глобальная война с террором, она же Глобальная борьба с насильственным экстремизмом) и две бесконечные и очень дорогостоящие военные авантюры в Ираке и Афганистане/Пакистане (АфПак), а также мини-авантюры в других частях Большого Ближнего Востока (Сомали, Йемен, северная Африка, Ливан, Израиль - Палестина). А вскоре - кто знает? - она может привести и к военной конфронтации с Ираном (который укрепил свои позиции благодаря нашей иракской войне).
Кто может хотя бы приблизительно подсчитать людские и финансовые потери, вызванные всей этой заварухой (включая увеличивающийся бюджетный дефицит, который финансирует Китай)? Но мы все равно расширяем и укрепляем наш государственный аппарат национальной безопасности. Это и директор национальной разведки (ДНР), и ЦРУ, и Агентство национальной безопасности (АНБ) и прочие ведомства (Сколько их? Кто знает?). У нас еще есть новое министерство национальной безопасности (225000 сотрудников и годовой бюджет в 52 миллиарда долларов), многочисленные бандиты с большой вашингтонской дороги в лице разных консалтинговых фирм (KBR и иже с ними), а также службы безопасности в аэропортах (берегитесь, старушки с ножами!). Да, и давайте не будем забывать про Гуантанамо, Абу-Грейб, секретные тюрьмы ЦРУ, Патриотический акт, прослушивание разговоров американских граждан. Но в итоге все сводится вот к чему:
--- Агентство по борьбе с терроризмом. Джек Бауэр у телефона.
--- Мой сын террорист…
--- Это ты, Хлоя? Очень смешно…
---Не Хлоя. Сын террорист. Поехать Пакистан. Очень злой.
--- Пожалуйста, успокойтесь, мадам. Мне надо включить распознаватель голоса. Вы принимаете лекарства?
--- Он будет убивать людей завтра в аэропорту… У меня есть номер паспорта.
--- Мадам, мне придется сначала выстрелить вашему сыну в ногу, чтобы заставить его говорить.
--- И номер рейса…
--- Так, это незащищенная линия…
--- Пожалуйста, я знаю, где он скрывается…
--- Извините, президент на линии. Разговор окончен. Всего хорошего, и до встречи в следующем сезоне.
Вот так. Поэтому, пока проверки в аэропортах не превратились в медосмотр ("Сэр, я должен засунуть вам палец в анальное отверстие"), а американские войска не отправились в Йемен (что так же разумно, как и их пребывание в Афганистане), я хочу предложить некоторые здравые идеи, которые выходят за рамки консервативно-либеральной дихотомии и направлены на предотвращение антиамериканского терроризма.
1. Всех мужчин и женщин, работающих в службе безопасности аэропортов на проверке пассажиров, надо отправить на работу в супермаркеты (бумажный пакет или целлофановый?) - их место там. Вместо них надо принять на работу часть многочисленных безработных выпускников колледжей, у которых коэффициент умственного развития превышает 85, и которые хорошо владеют одним или двумя языками, кроме испанского (английским, например).
2. Простите меня великодушно, но когда речь идет о безопасности, нужен какой-то избирательный подход. Согласитесь, похожих на Барбару Буш пожилых дам не следует шлепать по спине и просить снять лифчик. И видимо нам надо уделять больше времени и внимания злым молодым мужчинам в майках, на которых написано "Я люблю Усаму". Вывод: Если это возможно, не позволяйте молодым и радикально настроенным мусульманам приезжать к нам в страну. И вышвырните тех, кто уже здесь. Пусть они развлекаются где-нибудь в Пакистане, Саудовской Аравии или Египте. И живут там.
3. Разведка! Разведка! Разведка! (Начинается с буквы "Р", как в ЦРУ). Именно благодаря ей обычно ловят плохих парней еще до того, как они причинят нам вред. У нашей страны самые умные, самые образованные, самые технически продвинутые и самые многоязычные мужчины и женщины в мире, включая безработных банкиров из инвестиционных банков. Замените этот бессмысленный азбучный суп из бюрократических аббревиатур на пару-тройку оправдывающих свои затраты разведывательных подразделений с совершенно новыми названиями и привлеките в их ряды самых лучших и самых умных людей (включая геев, свободно говорящих на арабском и фарси).
4. Если это возможно, постарайтесь не нападать на другие страны, особенно на те, где живет много молодых и радикально настроенных мусульман. Америке не дело заниматься "сменой режимов" и нести демократию с правами человека в чуждые Западу общества, которые только выходят из каменного века. Мы будем с огромным удовольствием заниматься с этими странами торговлей и всяким прочим бизнесом (мирным). Но если им это не интересно, то пусть они сами решают, какую политическую и экономическую систему им избрать. Нам не стоит влезать в их внутренние междоусобицы и гражданские войны, которые ведут лишь к новым атакам наподобие 11 сентября, к новым терактам. Вывод: Эти террористы борются не с нашим "образом жизни" (на Швейцарию ведь они не нападают), а с нашей политикой, которую они ненавидят.
5. Из пункта 4 вытекает следующее. Пришло время для переоценки американской политики на Ближнем Востоке. Этот процесс надо было начать сразу после окончания "холодной войны". Наши политики и государственные деятели должны признать, что главный довод в пользу американской интервенции на Ближнем Востоке - советская угроза - давно уже исчез, и что военное вмешательство США в регионе лишь разжигает антиамериканизм в виде международного терроризма. Далее, вопреки общепринятому мнению, американская экономика не так уж и сильно зависит от ближневосточной нефти, потому что 70 процентов поставок энергоресурсов в США идет отнюдь не с Ближнего Востока. На самом деле, Соединенные Штаты больше зависят не от Саудовской Аравии или стран Персидского залива, а от нефтедобывающих государств Латинской Америки (давайте нападем на Венесуэлу?). Мысль о том, что американская политика на Ближнем Востоке дает США возможность для покупки дешевой и вполне доступной нефти, не выдерживает критики, если задуматься над военными и прочими расходами, включая расходы на две войны в Персидском заливе. Все это - прибавка к цене, которую американский потребитель платит за то, чтобы сидеть за рулем. Вашингтон должен понять, что он не в силах разрешить эти споры. Он должен налаживать контакты и взаимодействие с Ближним Востоком через торговлю и инвестиции, оказывая поддержку тем, кто хочет быть американским союзником. Пытаясь силой навязать американское мировоззрение и ценности странам Ближнего Востока, Вашингтон лишь подрывает собственные силы и порождает антиамериканизм во все больших масштабах.
6. Угроза терроризма устранима. Это не конец света, и мы все об этом знаем. Она никоим образом не сопоставима с той угрозой нашему существованию, которую Советский Союз представлял для Соединенных Штатов во времена "холодной войны". В среднем на дорогах США ежегодно происходит 6 миллионов аварий. Из-за дорожно-транспортных происшествий более 3 миллионов человек получают травмы и ранения, и два с лишним миллиона из них носят неизлечимый характер. Кроме того, ежегодно в результате автомобильных аварий гибнет сорок с лишним тысяч человек. Но пока еще никто не выступал с идеей объявить войну авариям на дорогах. Кроме того, Британия, Франция и Германия выжили и процветают, несмотря на огромные людские потери и убийства известных общественных деятелей.