Чем-то дурно пахнет на Гаити. И это не только запах от разлагающихся трупов или зданий, разрушенных в результате страшного землетрясения, обрушившегося на страну на прошлой неделе. Президенту США Бараку Обаме показалось недостаточным продолжать милитаризацию внешней политики своей страны. Теперь он приступил к очередной военной оккупации Гаити, цинично воспользовавшись произошедшей там трагедией.
Вашингтон направил 10 000 военнослужащих не только для оказания гуманитарной помощи, но также и для того, чтобы с помощью военной силы подчинить себе эту братскую страну. С этой целью США в одностороннем порядке объявили Гаити несостоявшимся государством, где необходимо ввести внешнее управление.
И совсем уж верхом цинизма может считаться то, что координировать «гуманитарные усилия» американских войск Обама поручил не только бывшему президенту Биллу Клинтону, но также и своему печально известному предшественнику Джорджу Бушу младшему, некомпетентность которого в вопросах национальной безопасности не имеет аналогов. Достаточно вспомнить трагедию в Новом Орлеане.
Неолибералы во главе с Мильтоном Фридманом (Milton Friedman) вряд ли бы сумели придумать что-либо лучшее: воспользоваться кризисом для достижения целей, политически немыслимых в нормальное время.
Мы являемся свидетелями того, что канадская исследовательница Наоми Клейн (Naomi Klein) очень метко охарактеризовала «шоковой доктриной».
Итак, на обсуждение ставится следующий вопрос: кто же сегодня правит на Гаити?
«Нужно оказывать помощь, а не проводить оккупацию Гаити», предупредил Алан Жойнанет (Alain Joynanet), государственный секретарь по вопросам сотрудничества, после того как побывал в Порт-о-Пренсе и столкнулся с препятствиями, которые чинили американские военные (а они взяли под свой контроль международный аэропорт в столице Гаити) посадке двух французских самолётов с гуманитарной помощью.
В этом смысле Франция присоединилась к Венесуэле и Никарагуа, обратившихся в Организацию Объединённых Наций с просьбой дать чёткое определение характеру нынешнего американского присутствия на Гаити.
Президент Венесуэлы Уго Чавес подверг резкой критике милитаристскую направленность гуманитарных усилий, предпринимаемых Соединёнными Штатами: «Нет никакой необходимости посылать войска… Кто действительно нужен сейчас Гаити, так это врачи. Обама, народу Гаити нужны не деньги, а продовольствие, питьевая вода и медикаменты». Венесуэла и Куба отправили каждая по группе врачей и спасателей на Гаити.
Правительство Венесуэлы во взаимодействии с Россией организовало воздушный мост солидарной помощи Гаити. Москва предоставила с этой целью два грузовых самолёта Ил-76 грузоподъёмностью 40 тонн каждый. Кроме того, Чавес обязался «поставить народу Гаити необходимое количество горючего».
Обеспокоенность Франции, Венесуэлы и Никарагуа получила своё тревожное развитие в заявлениях министра обороны Бразилии, сказавшего, что нынешняя оккупация продлится «по меньшей мере ещё пять лет». Хотя Бразилия командует миротворческим контингентом ООН численностью 6 700 человек, размещённым на Гаити, 10 000 американских военных будут подчиняться только Вашингтону. Судя по полному контролю, установленному над столичным аэропортом, США свели роль Миссии ООН по стабилизации на Гаити (Minustah) к решению исключительно вспомогательных задач. Касаясь наделения особыми правами нынешнего президента Гаити Рене Преваля (René Préval) государственный секретарь США Хилари Клинтон даже заявила, что «на самом деле эти права должны были бы быть предоставлены нам».
США боятся большого социального взрыва, который может произойти в любой момент из-за нехватки воды, продуктов питания и медикаментов, и готовятся к тому, чтобы сдержать его или подавить с помощью силовых методов.
Вот почему гуманитарной операцией заправляют госдепартамент и министерство обороны Соединенных Штатов. Саму операцию проводит Южное командование США, официальная задача которого (не будем забывать!) заключается в «руководстве военными операциями и укреплении сотрудничества в области безопасности ради достижения стратегических целей США». Не осталось в стороне и Агентство США по международному сотрудничеству (USAID), влиятельная гражданская организация, используемая как правило в качестве прикрытия при проведении военных и разведывательных операций за рубежом.
В докладе Фонда Наследия (Heritage Foundation), известного рупора американских правых, датированного 14 января 2010 года, следующим образом обобщаются цели американской миссии на Гаити: «США должны рассматривать землетрясение как в гуманитарном аспекте, так и с точки зрения национальной безопасности, что требует быстрого ответа, не только смелого, но и решительного, с привлечением всех гражданских, армейских и правительственных ресурсов как для проведения спасательной операции и оказания помощи жертвам так и осуществления долгосрочной программы восстановления и реформ на Гаити».
В этой связи никак нельзя сбрасывать со счетов интервенционистские устремления, характерные для всей истории отношений США с Гаити, начиная с военных вторжений и поддержкой преступной диктатуры Дювалье и кончая попытками установления неоколониальной опёки над гражданскими правительствами, как в случае с президентом Жан Бертраном Аристидом (Jean-Bertrand Aristide). Самый последний пример – президент Преваль, социалист, не пришедшийся по духу Вашингтону.
С помощью таких международных организаций как Всемирный Банк или Международный Валютный Фонд были заблокированы различные попытки Преваля провести необходимые социальные и экономические реформы. Неспроста в вышеупомянутом докладе Фонда Наследия говорится: «Правительство Рене Преваля оказалось слабым и сейчас буквально погрузилось в пучину хаоса. Возможно, что Куба и Венесуэла, уже пытавшиеся уменьшить влияние США в регионе, попытаются воспользоваться этой возможностью, чтобы поднять свой престиж и влияние». Не стоит забывать о том, что Гаити является членом нефтяной организации Petrocaribe, одного из структурных подразделений ALBA (Боливарианский Альтернатива для Народов Нашей Америки).
А если кому-то приведённые выше факты о роли США в беспрецедентной трагедии на Гаити кажутся недостаточными, то 19 января этого года испанское информационное агентство EFE передало леденящее душу сообщение со ссылкой на доклад, подготовленный специалистами Северного Флота России. В докладе Северного Флота утверждается, что землетрясение, превратившее Гаити в руины, явилось результатом испытания одного из видов «оружия», проведённого Военно-Морским Флотом США. Данное «оружие» может вызывать землетрясения и планируется к применению против Ирана, чтобы тем самым спровоцировать падение исламского режима.
Согласно сообщению, опубликованному EFE, доклад русских военных моряков основан на мониторинге действия Военно-Морских Сил США в Карибском море после недавнего возобновления деятельности их IV Флота. Как явствует из доклада, начиная с конца 70-х годов прошлого века, США усилили разработку оружия, вызывающего землетрясения и сейчас имеют в своём распоряжении оборудование, разработанное на основе новейших технологий с использованием электромагнитных волн, а также бомбы, создающие ударные волны. Кроме того, система, известная под названием проект HAARP позволит также вызывать аномальные климатические явления: наводнения, засухи, ураганы.
Испанское агентство уточняет: « В докладе, кроме того, проводится сравнение двух испытаний этого оружия, проведённых военно-морскими силами США на прошлой неделе. Испытание в Тихом океане вызвало землетрясение силой 5,6 баллов в окрестностях городка Эврика (Калифорния), но не привело к человеческим жертвам. Что касается испытания в Карибском море, то оно привело к гибели по крайней мере 140 000 ни в чём не повинных людей».
EFE указывает, что, как явствует из доклада специалистов российского Северного Флота, «более чем вероятно», что Военно-Морские Силы США имели «полное представление» о катастрофических последствиях, которые может повлечь для Гаити проведённое испытание.
Заведующий кафедрой Философии и Теории права и государства на юридическом факультете имени Еухенио Мария де Остос (Eugenio María de Hostos) в Майягуэсе (Mayagüez), Пуэрто Рико. Также является членом Правления и постоянным сотрудником пуэрториканской еженедельной газеты “Claridad”.