Владислав Сурков приехал в Вашингтон говорить о проблемах гражданского общества. Встречи совместной американо-российской рабочей группы по проблемам гражданского общества проходили в среду за закрытыми дверями.
Не лучший формат для разговора о гражданском обществе, которое подразумевает открытость. Впрочем, демократия, тоже бывает разной, в частности, "суверенной", как уверяет Владислав Сурков.
Проблемные вопросы, которые могли не понравиться российской стороне, были удалены задолго до встречи, и в повестке значилась борьба с коррупцией, преступлениями против детей и взаимные стереотипы в обеих странах. Их, по словам участников заседания, и обсуждали.
Сам факт назначения Владислава Суркова сопредседателем рабочей группы в июле 2009 года вызвал возмущение российских правозащитников. Правозащитники увидели в этом "цинизм" власти. Представители самой власти заявили, что это была инициатива американской стороны, чтобы комиссию возглавляли именно чиновники. Владислав Сурков - первый заместитель главы администрации президента России, а Майкл Макфол – сопредседатель с американской стороны - главный помощник Барака Обамы по России.
"Учиться друг у друга"
Администрация Барака Обамы не прислушалась к 71 конгрессмену, которые еще в декабре прошлого года в письме на имя американского президента предлагали не вести диалога с Россией, пока Владислав Сурков возглавляет с российской стороны совместную рабочую группу по проблемам гражданского общества.
Еще до поездки в Вашингтон в одном из интервью Сурков сказал, что США и Россия не будут читать друг другу лекций.
Эти слова созвучны тому, что говорил в июле 2009 года в Москве президент Обама, приехавший на саммите по проблемам все того же гражданского общества. По словам американского президента, задача саммита заключалась в том, чтобы "не читать друг другу лекций, а слушать... не учить друг друга или предлагать свои решения, а учиться друг у друга".
Чему может научить Владислав Сурков США в плане развития гражданского общества? Этот вопрос не является праздным для американских конгрессменов. По мнению авторов письма Бараку Обаме, именно Сурков один из тех, кто стоит за "авторитарной политикой Москвы в последние годы", которая среди всего прочего "выражается в консолидации власти в Кремле, ограничении деятельности оппозиционных партий, репрессиях в отношении независимых СМИ и некоммерческих организаций".
Кроме того, американские конгрессмены, подписавшие письмо, обратились к Бараку Обаме с просьбой предпринять незамедлительные шаги в отношении с тем, чтобы российские власти "прекратили то, что похоже на поддерживаемые правительством репрессии".
Обама к конгрессменам прислушиваться не стал. Это и неудивительно, поскольку большая часть из подписавших обращение является республиканцами. Именно в период президентства Джорджа Буша-младшего проблема прав человека и гражданских свобод в России потеряла для США главное место в повестке двусторонних отношений. Эксперты не видят в этом ничего удивительного. В эпоху борьбы с терроризмом, последовавшую за 11 сентября 2001 года, внешнеполитические акценты несколько сместились.
Внутренняя политика и практицизм
Но почему США не могут вообще свернуть программы поддержки гражданских институтов в России в условиях, когда видимых результатов по части построения демократического общества со свободой выбора, свободой СМИ, свободой проведения шествий и собраний в России нет?
Как говорит директор Центра военно-политического анализа вашингтонского Института Хадсона Ричард Вейц, прежде всего, это необходимо Бараку Обаме по причинам внутриполитическим.
"Любой американский президент должен работать в этом направлении, - говорит Вейц. – Не может он просто выйти и сказать, что он этого не делает".
"При этом нынешняя администрация, в отличие от предшественников не только в своей политике в отношении России, но и по отношению к Китаю, другим странам не делает такой акцент на этих проблемах, какой, например, делала администрация Картера", - сказал эксперт в интервью Би-би-си.
Во времена президенства Картера американский политолог Дэвид Саттер работал корреспондентом газеты Financial Times в Москве, а затем был обозревателем по советским делам Wall Street Journal. Он считает, что позиция администрации Обамы по вопросу гражданских прав в России имеет исключительно практический подход.
"Кажется, первый раз за весь мой опыт работы с СССР и Россией, внешняя поддержка [американского правительства] вопроса, связанного с правами человека, оказалась настолько низкой как сейчас", - рассуждает Саттер.
"Я думаю, что администрация Обамы считает, и это было ясно в течение первого года его правления, что мы должны как-то пойти навстречу режимам, с которыми у США были конфликтные отношения во времена Джорджа Буша, - продолжает Дэвид Саттер. – Они считают, что уладить отношения с Кремлем можно, перестав говорить публично о нарушениях прав человека. Дальновидно ли это? Лично я не уверен".
Эксперты говорят о том, что одна из главных проблем России - отсутствие позитивной повестки. В Америке российские темы не часто выходят на первый план и судят здесь о нынешней России в основном по войне в Грузии и газовом конфликте с Украиной, убийствам Анны Политковской и Натальи Эстемировой.
Впрочем, об этом пишут СМИ, а на заседании рабочей группы по проблемам гражданского общества в Вашингтоне об убитых правозащитниках и журналистах не говорили. Борьба со стереотипами и мифами для Владислава Суркова и Майкла Макфола была важнее.