На бумаге Министерство обороны США желает превратить Северную сеть поставок в локомотив экономического развития стран Кавказа и Центральной Азии, работающий во благо как региональных компаний, так и американских фирм. На деле же, по мнению региональных аналитиков, эти великие замыслы отступают перед задачами американского наращивания сил в Афганистане.
Министерство обороны включило специальную оговорку о равноценном участии в торговую поправку, санкционирующую подключение закавказских и центральноазиатских компаний к процессу становления Северной сети поставок и снабжения натовских и американских войск в Афганистане.
Согласно этой оговорке, компании, получившие контракты Министерства обороны, обязаны поставить в известность об этом правительства своих стран. Победители тендера также обязаны проинформировать власти, что компании вряд ли смогут получить новые контракты правительства США, если американским компаниям не будет предоставлен более широкий доступ к местным экономическим возможностям.
В положении особо оговаривается, что местные фирмы не могут рассчитывать на возобновление прежних контрактов и получение новых, "если правительства их стран не обеспечат в обмен равноценные возможности для поставок американских продуктов и услуг, а также соответствующие возможности поставщикам этих продуктов и услуг".
Региональные аналитики отметают это положение: по их мнению, американскому правительству не достанет политической воли обеспечить его воплощение в жизнь. По их словам, Вашингтон не намерен предпринимать ничего, что могло бы поставить под угрозу снабжение американских войск, добиваясь реализации схемы, предусмотренной указанной оговоркой.
Соответствующее положение содержится в меморандуме замминистра обороны США Уильяма Линна от 9 июля 2009 года (William Lynn). Данный документ вносит коррективы в раздел 302(а) Закона о торговых соглашениях 1979 года, предписывающего департаменту обороны приобретать исключительно американские товары и услуги. Согласно указанной поправке, закон отныне не распространяется на девять стран, а именно Армению, Азербайджан, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
В отдельной записке, также датированной 9 июля 2009 года, Линн поясняет, что упрощение Правил закупок для федеральных нужд продиктовано необходимостью заручиться политической поддержкой военных действий в Афганистане, предоставив сопредельным государствам возможность подключиться к соответствующим коммерческим операциям. Кроме того, получение доступа к местным товарам и услугам продиктовано военной и финансовой необходимостью и, следовательно, отвечает американским национальным интересам, подчеркивал замминистра обороны.
"Неосуществление закупок на местах может привести к перебоям в функционировании Северной сети поставок и усложнить для Министерства обороны решение задачи по сокращению рисков, связанных с материально-техническим снабжением", – писал Линн в меморандуме.
По словам бишкекского политолога Марса Сариева, поделившегося своим мнением с EurasiaNet, положение о равноценном участии не окажет слишком большого воздействия на систему снабжения в Центральной Азии и на Кавказе, поскольку растущее стратегическое значение Северной сети поставок окажется сильнее сиюминутных экономических соображений. К тому же и правящие политические элиты будут сопротивляться любым попыткам со стороны США внести коррективы во внутриэкономическую схему, сложившуюся в странах региона, подчеркивает он.
"Нельзя говорить о странах Центральной Азии обобщенно, поскольку в каждой из них установился свой особый политический режим. В Узбекистане и Туркменистане, самых авторитарных странах, все вопросы решаются главами государства, – говорит Сариев. – В Кыргызстане, где расположена [американская транзитная] база, сложилась интересная ситуация с нефтяными и топливными тендерами, контролируемыми группой предпринимателей. Вопрос о втором и третьем тендере вряд ли возникнет по той причине, что независимые компании не будут допущены к тендерному процессу".
"В конечном итоге, данная поправка представляет собой просто формальность, – добавляет политолог. – Главным приоритетом является процесс переброски войск в Афганистан, который никто не станет останавливать из-за тендерных вопросов".