Программа НАСА Constellation (Созвездие) должна обеспечить замену нашего стареющего флота космических челноков, последний полет которых состоится в сентябре . Однако имеющаяся информация дает основания полагать, что Обама может полностью отказаться от этой программы, в результате чего США будут полностью зависеть от России в вопросе вывода космических кораблей на орбиту.
В рамках этой программы НАСА создает ракеты-носители "Арес I" и "Арес V", капсулу для экипажа "Орион" и спускаемый лунный аппарат "Альтаир". 28 октября 2009 года космическое агентство успешно провело испытания ракеты "Арес 1-Х". Эти космические аппараты предназначены для осуществления самых разных миссий, от доставки грузов на Международную космическую станцию до посадки на Луну.
Однако, согласно сообщению газеты Orlando Sentinel, в бюджет на предстоящий финансовый год, о котором президент подробно расскажет сегодня в своем послании "О положении в стране", не включено финансирование программ лунных спускаемых аппаратов, лунных баз, да и самой программы Constellation.
Когда шаттл завершит свой последний полет, у НАСА не останется больше собственного средства для доставки людей в космос и пополнения запасов на МКС. Это может создать брешь в конкурентоспособности США в области освоения космического пространства.
После этого НАСА собирается оплачивать проезд наших астронавтов на орбиту на борту российских ракет-носителей "Союз". Делать это агентство будет до тех пор, пока у нас не появятся новые средства доставки – либо коммерческие, либо государственные. НАСА за каждое место на борту "Союза" платит российскому правительству 51 миллион долларов. В мае прошлого года агентство заявило, что с подписанием нового контракта у него появилась возможность приобрести шесть мест на борту "Союза" в 2012 и 2013 годах на общую сумму 306 миллионов долларов.
В гонке за создание носителей следующего поколения, способных доставлять в космос и на МКС людей, участвует целый ряд частных компаний. Armadillo Aerospace, Virgin Galactic, SpaceX и прочие претенденты борются между собой, стремясь стать первыми в сфере коммерческого космического транспорта. Свои основные усилия эти компании сосредоточили на прибыльной отрасли космического туризма.
В бюджет будет включено финансирование частных компаний, занимающихся проектированием и строительством капсул и ракет, которые можно будет использовать в качестве космического такси, сообщает Orlando Sentinel. Эти компании смогут в рамках контрактов с фиксированными ценами доставлять астронавтов на Международную космическую станцию и обратно на Землю. Это крупнейшее изменение в подходах НАСА к решению своих задач за последние 50 лет.
Подрядчики НАСА уже потихоньку планируют покончить с проектом "Арес 1", сообщает Orlando Sentinel, отмечая при этом, что данная программа "на годы отстала от графика, и перерасход на ее финансирование составляет миллионы долларов". Космическое агентство на сегодняшний день потратило три с лишним миллиарда долларов на "Арес 1" и более 5 миллиардов на остальные составляющие программы Constellation.
Бюджет НАСА, составляющий на этот год чуть больше 18,7 миллиарда долларов, в 2011 году должен снова увеличиться, сообщает онлайновое издание Space.com. Однако сумма увеличения будет намного меньше того 1 миллиарда долларов, на который с середины декабря втайне надеется агентство и его подрядчики. Назначенная Белым Домом комиссия, которую возглавляет бывший глава Lockheed Martin Норман Августин (Norman Augustine), в декабре настоятельно рекомендовала администрации внести такие изменения в бюджет.
Комиссия также заявляет, что для создания эффективной программы пилотируемых полетов в космос Обаме за предстоящие пять лет надо будет выделить на космические полеты с экипажем на борту около 55 миллиардов долларов. Это примерно на 11 миллиардов больше той суммы, которую он включил в прогноз на 2011-2105 годы, направленный им прошлой весной в Конгресс.
В докладе Консультативной комиссии по авиационно-космической безопасности (Aerospace Safety Advisory Panel) также звучит предостережение о том, что Соединенным Штатам не следует прекращать работы по созданию ракеты "Арес 1", отдавая предпочтение никак не зарекомендовавшим себя коммерческим альтернативам. "Отказываться от "Арес 1" как от основной ракеты-носителя в пользу альтернативного средства доставки, не продемонстрировавшего свои возможности и не доказавшего свое превосходство (или даже свою равноценность), неразумно и, возможно, даже экономически нецелесообразно", - говорится в докладе.
Высокопоставленный представитель администрации заявил Fox News, что в своем послании президент намерен уделить основное внимание не космическим программам, а проблемам трудовой занятости населения. Он призовет в срочном порядке принять законы, предусматривающие снижение налогов за создание рабочих мест, за приобретение нового оборудования, а также устраняющие препятствия для малого бизнеса в плане прироста капитала.
Правительство Индии сегодня утром объявило о планах ускорения графика работ по подготовке пилотируемых полетов в космос. Первый такой полет Индия намерена осуществить в 2016 году.