5 мая в вашингтонской Библиотеке Конгресса состоится торжественное открытие выставки, посвященной катынскому преступлению. Как удалось узнать нашему изданию, в этом мероприятии, скорее всего, примет участие госсекретарь США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton). С Алленом Полом (Allen Paul) − историком, автором книги "Катынь. Сталинское преступление и триумф правды" беседовал Агатон Козиньский.
Администрация Барака Обамы хочет загладить дурное впечатление, которое произвели в Польше разрыв договора по ПРО и отсутствие американского президента на торжественных мероприятиях в Гданьске на Вестерплатте, − пояснил один из организаторов выставки Ален Пол.
− Как вы восприняли приглашение в Катынь, направленное Владимиром Путиным Дональду Туску (Donald Tusk)?
− Оно меня удивило и обрадовало. Я надеюсь, что это знак и символический шаг в направлении примирения и прощения. Катынское преступление остается ужасной проблемой в польско-российских отношениях, из-за нее не получается достичь окончательного примирения.
− Вы не боитесь, что непосредственно перед мероприятиями, посвященными 70 годовщине катынского преступления, российские историки вновь начнут писать, что Туск и Путин встретятся у могил польских солдат, убитых гитлеровцами?
− Хочется верить, что до этого не дойдет. Это приглашение является жестом, свидетельствующим о стремлении к примирению. Если бы россияне снова попытались клонить к тому, что это преступление было совершено немцами, они выставили бы себя на посмешище перед всем миром. Французские, британские, американские СМИ подвергли бы такие заявления острой критике.
− В самом деле, годовщина катынского убийства будет громко отмечаться в США. Вы участвуете в организации мероприятий в Библиотеке Конгресса. Что там будет?
− Торжественные мероприятия состоятся, скорее всего, 5 мая. Помощь в их организации нам оказывает конгрессмен Пол Канджорски (Paul E. Kanjorski). Это будет выставка, на которой будут представлены редко экспонируемые фотографии и документы, касающиеся этого преступления. Помимо выставки будет проведен круглый стол "Дорога к примирению", в котором примут участие польские и американские политики и историки. Уже известно, что там выступит директор Библиотеки Конгресса Джеймс Биллингтон (James Billington), мы прилагаем усилия к тому, чтобы там присутствовал кто-то из влиятельных представителей Конгресса и администрации Барака Обамы. Есть хорошие шансы, что там появится Хиллари Клинтон.
− Клинтон действительно захочет включиться в дискуссию о Катыни?
− Мы хотим ее уговорить, Конгресс нас в этом поддерживает. Впрочем, появиться там – в ее же интересах. Это была бы прекрасная возможность для администрации Обамы поправить отношений с Польшей. После того, как были прерваны переговоры по ПРО, а президент США не приехал на торжества в Гданьск, это событие могло бы стать для Белого дома шансом продемонстрировать, что ему важны хорошие отношения с вашей страной.
− Вернемся к приглашению Путина. Станет ли после этого историкам проще проводить в России исследования о катынском преступлении?
− Я на это надеюсь. Архивы должны быть вновь открыты, а историки должны получить возможность тщательно их изучить. Ведь в деле этого преступления еще много белых пятен, одно из самых больших – причины по которым оно было совершено.
Общеизвестно, что убийство польских солдат было ошибкой: ведь Сталин мог отправить их в лагеря, выслать в Сибирь, у него была тысяча других вариантов помимо выстрела в затылок. Тем более что год спустя в России каждый солдат был на счету. До сих пор неясно, почему было избрано именно такое решение.
− Мы не знаем, какие мотивы двигали Сталиным в 1940 году. А какие мотивы двигали Путиным, когда он направил Туску приглашение?
− Я полагаю, что это доказательство ослабления России. В Кремле чувствуют, что они теряют прежнюю мощь и в связи с этим им приходится договариваться с соседями. С другой стороны, успехи, достигнутые в последнее время польской экономикой, делают вашу страну все более значимой. Москва хочет вести с вами диалог. Пока в польско-российских отношениях преобладает взаимное недоверие, но если Кремль намерен достичь взаимопонимания с Варшавой, ему придется его переломить. Это приглашение – жест, который должен сломать лед.
− Вы говорите, что Россия хочет усилить связи с Польшей. Как мы можем это использовать? К каким уступкам нам может удаться склонить Москву?
− Следовало бы убедить Россию ясно и четко сказать, что Центрально-Восточная Европа не является ее сферой влияния. Ужасно, что мышление в категориях деления мира времен холодной войны не ушло в прошлое. Об этом свидетельствуют, например, президентские выборы на Украине: победил Янукович, и сразу же раздались голоса, что Киев снова попал в орбиту Москвы. Это опасно, нельзя этому попустительствовать. Поэтому Кремль должен недвусмысленно заявить: у нас нет своих сфер влияния. Я понимаю, что Путину было бы сложно произнести такие слова, особенно, если речь про Украину. Однако необходимо использовать ситуацию и убедить его это сказать.