Израилю скоро предстоит ответить на неприятные вопросы по поводу верховного военного командира Хамаса Махмуда аль-Мабхуха (Mahmoud al-Mabhouh), который 20 января был найден мертвым в гостиничном номере в Дубаи. Полиция Дубаи говорит, что аль-Мабхуха убили, однако с учетом его деятельности, гибель совершенно очевидно связана с профессиональными рисками.
Дубаи назвал 26 подозреваемых в причастности к делу и располагает свидетельствами, включая выписки по кредитным картам, маршруты перелетов и записи камер видеонаблюдения, демонстрирующие как преступники выслеживают свою жертву. Больше всего негодования вызвало мошенническое использование британских, ирландских, французских, германских, австралийских и других паспортов. Британское правительство пообещало провести тщательное расследование. На настоящий момент ни один из подозреваемых не был задержан, и нет никаких твердых доказательств их связей с Израилем.
Разумеется, нет повода скорбеть об аль-Мабхухе, опытному террористе, чья богатая биография включает в себя контрабанду, киднэппинг и убийства. Самое недавнее – его подозревали в том, что он является главным связующим звеном между Хамасом и иранским Корпусом стражей революции (обе организации США считает террористическими). Аль-Мабхух перенес несколько попыток покушения на убийство, однако в этот раз везения на него не хватило. Превратности войны.
Есть старомодная точка зрения, что убийство – это всегда неправильно с нравственной точки зрения, однако время и международный обычай подточили единодушие в этом вопросе. В 1976 году президент Форд объявил политические убийства вне закона, в 1981 Рейган подтвердил это Указом Президента 12333. Это была реакция на ряд событий, в том числе на причастность ЦРУ к перевороту, который привел к смерти чилийского президента Сальвадора Альенде в 1973 году. И тем не менее, всегда оставался открытым вопрос, распространяется ли, и каким образом, этот запрет на преступных негосударственных элементов, например террористов, и в 1998 году президент Клинтон начал ослаблять стандарты. После 11 сентября 2001 года нападения на лидеров террористических группировок стали неотъемлемой частью американской стратегии. Если бы аль-Мабхух был одним из верхушки Аль-Каиды, Белый Дом, вероятно, опубликовал бы самодовольный пресс-релиз.
Сезон открытой охоты не ограничивается одним лишь Израилем. Россия беспощадно и эффективно охотилась за лидерами чеченских террористов внутри страны и за ее пределами. Например, в феврале 2004 в Дохе, Катар, был убит лидер сепаратистов Зелимхан Яндарбиев. В 2008 году Колумбия направила в соседний Эквадор команду для сведения счетов с Раулем Рейесом (Raul Reyes), заместителем командующего боевиками Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC).
США – мировой лидер в том, что эвфемистически называют “точечной ликвидацией”. Пилотируемые и беспилотные самолеты приносили смерть террористам, как минимум, в Пакистане, Афганистане, Ираке и Йемене. В своем интервью в день Святого Валентина в передаче Meet the press вице-президент Джозеф Байден хвастался тем, что администрация Обамы преследует террористов “так настойчиво, как никогда раньше. Мы уничтожили 12 из 20 представителей верхушки… Мы свели счеты с сотней их сподвижников… Мы отправили их под землю. По сути, они не способны совершить ничего хотя бы отдаленно подобного тому, на что они были способны в прошлом. Они в бегах”.
Самое большое различие между тем, что сделали убийцы в Дубаи, и американскими точечными ликвидациями состоит в том, что в Дубаи жертвой пал только аль-Мабхух. Под обстрелом ракет Hellfire наряду с намеченными жертвами зачастую погибают и мирные жители. Число не-боевиков, убитых в результате таких рейдов, тяжело подсчитать, однако в большинстве исследований счет идет на сотни. Это может вызвать ужас среди представителей антивоенного ядра администрации Обамы, однако мы пока не видели, чтобы они предпринимали попытки назвать Обаму военным преступником, как это сделал народ в отношении президента Джонсона во время войны во Вьетнаме.
Некоторые утверждают, что бесполезно делать мишенью террористических лидеров, потому что всегда есть кто-то следующий на очереди. Опыт, однако, показал, что есть существенная выгода в убирании террористов. Это срывает сети, затрудняет операции и может отпугнуть тех, кто рассматривал для себя профессию экстремиста. Последствия могут быть исключительными. Когда в июне 2006 года в результате авиационного рейда был ликвидирован Абу Мусаб Заркави (Abu Musab Zarqawi), это стало началом конца Аль-Каиды в Ираке.
Кто бы ни стоял за убийством аль-Мабхуха, из этого события можно извлечь несколько уроков о спецподготовке и более эффективном сокрытии следов преступления.
Угрожавший миру террорист был успешно уничтожен, за это им можно сказать спасибо.