Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Заседание «квартета» в Москве: станет ли Россия новым посредником в израильских мирных переговорах?

В условиях возникшей напряженности в американо-израильских отношениях, России, где состоится очередное заседание ближневосточной четвёрки, возможно, предстоит стать важной фигурой в израильских мирных переговорах. Москва имеет сильные связи и с Израилем, и с палестинцами.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЗаседание "квартета" посредников ближневосточного урегулирования
Заседание квартета посредников ближневосточного урегулирования
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ушли в прошлое времена «холодной войны», когда Советский Союз субсидировал арабские страны, а США поддерживали Израиль. Сегодня, по мнению экспертов, Москва и Вашингтон все чаще сходятся в своём видении путей решения затянувшегося конфликта. Нынешнее собрание четвёрки в Москве открывает новую перспективу для совместного достижения общей цели.

Ушли в прошлое времена «холодной войны», когда Советский Союз субсидировал арабские страны, а США поддерживали Израиль. Сегодня, по мнению экспертов, Москва и Вашингтон все чаще сходятся в своём видении путей решения затянувшегося конфликта. Нынешнее собрание четвёрки в Москве открывает новую перспективу для совместного достижения общей цели.

За прошедшие годы постсоветского периода России удалось выстроить хорошие отношения с Израилем. При этом она по-прежнему поддерживает прочные связи с палестинцами, и это может оказаться весьма полезным, чтобы усадить их за стол переговоров.

«Израиль может не бояться, что его большой друг Америка отвернётся от него. А вот палестинцы сильно опасаются оказаться в изоляции, - говорит Виктор Кременюк, заместитель директора московского Института США и Канады. – Палестинцам нужно знать, что есть силы и на их стороне, и при нынешней ситуации Россия вполне может выступить в этой роли».

На встрече в пятницу высокие дипломатические представители четвёрки – генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, госсекретарь США Хиллари Клинтон, российский министр иностранных дел Сергей Лавров,  верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон и «специальный представитель» четвёрки Тони Блэр – в совместном заявлении осудили градостроительные планы Израиля, отметив недопустимость односторонних действий.

Ближневосточная «четвёрка» призвала к проведению переговоров, целью которых станет прекращение израильской оккупации земель, захваченных в ходе войны 1967 года, и создание в ближайшие два года «нового независимого, демократического и жизнеспособного палестинского государства, живущего в мире и безопасности с Израилем и остальными соседями».

Заявление Израиля на прошлой неделе о строительстве 1 600 новых жилых домов привнесло элемент непредсказуемости в расписанную по минутам поездку вице-президента США Джоя Байдена (Joe Biden) в Израиль; в результате между двумя союзническими странами возникли разногласия, которые некоторые считают самым тяжёлым кризисом за десятилетия американско-израильских отношений.

«Достаточно пространства для сотрудничества» с США

По словам Кременюка, Москва отметила, что администрация Обамы, видимо, осторожно отходит от некритической поддержки Израиля, характерной для эпохи Буша, к той точке зрения, что интересам США больше соответствует дипломатическое урегулирование ближневосточной проблемы с учётом палестинских чаяний. Даже если придётся немножко больше, чем в прошлом, прижать Израиль.

Для постсоветской России разметка ближневосточного политического ландшафта с определением позиций Израиля и исламского мира чрезвычайно важна. И из-за важных торговых связей Москвы с Ираном и рядом других арабских стран, и с учётом того, что мусульманское меньшинство в России достигает, как никак, 20 процентов.

«Россия никогда не станет радикальным защитником прав Израиля - мы не можем пойти на то, чтобы оттолкнуть от себя мусульманский мир, - комментирует ситуацию эксперт московского Центра Карнеги Алексей Малашенко. – Мы обречены на центристскую позицию. Это не помешает нам, однако, активно работать вместе с партнёрами по «квартету». Советский Союз и его политика остались в далёком прошлом».

В прошлом Россия предпринимала попытки на проведение собственной политической линии на Ближнем Востоке, без согласования её с США. Так, в 2006 году президент Владимир Путин вызвал бурю негодования в Израиле, завязав диалог с радикальной палестинской группировкой Хамас. Однако ныне, по уверениям российских официальных лиц, Кремль намерен держаться в грядущих переговорах на вторых ролях, поддерживая импонирующую ему позицию.

«Россия –лояльный член «квартета»,  мы не собираемся делать никаких шагов без предварительного согласования с остальными участниками», - заявил Михаил Маргелов, председатель Комитета по международным делам Совета Федерации, верхней палаты парламента России.

Однако, добавляет он, - «пора России и США подумать о совместных позитивных акциях на Ближнем Востоке. Эта территория расположена достаточно далеко от обеих стран, и наши жизненные интересы здесь не сталкиваются, как это могло бы быть, например, если бы речь шла об Украине, или, скажем, о Венесуэле. А тут у нас есть все основания для сотрудничества».

Нетаньяху предлагает г-же Клинтон «мероприятия по укреплению доверия»

Госсекретарь США Клинтон заявила журналистам в Москве, что в четверг вечером у неё состоялась беседа с премьер-министром Израиля Нетаньяху о предложенных им «мероприятиях по укреплению доверия», цель которых - возобновление мирных переговоров. Беседа, по её словам, была «очень полезной и продуктивной»; госсекретарь высказала свою твёрдую позицию, заявив: «Мы не верим в то, что односторонние действия любой из сторон могут принести пользу. Мы ясно это заявляем».

Госпожа Клинтон выразила надежду встретиться на будущей неделе с Нетаньяху в Вашингтоне. «Мы все заинтересованы в том, чтобы переговоры между израильтянами и палестинцами начались в ближайшее время», - отметила она.

Примирение России с еврейским сообществом и с Израилем


Со времен Советского Союза, вооружавшего арабских врагов Израиля и ограничивавшего еврейскую эмиграцию из своей страны, Россия сделала большой шаг вперёд на пути примирения с Израилем. Сегодня Москва ведет с Израилем активную торговлю и даже продает ему оружие, а еврейское сообщество в России процветает, и к нему присоединяется все большее число бывших эмигрантов, поживших какое-то время в Израиле и пожелавших вернуться на российскую землю.

«Сегодняшняя Россия – далеко не худшее место для евреев, - считает Евгений Сатановский, Президент московского независимого Института изучения Израиля и Ближнего Востока. – Конечно, ксенофобия еще чувствуется. Но по сравнению с советской эпохой ситуация реально улучшилась».

По мнению многих россиян, доля русскоговорящего населения в Израиле настолько велика, что можно говорить о существовании так называемого несилового рычага воздействия; а потому, вполне вероятно, Россия могла бы сыграть роль вполне приемлемого и заслуживающего доверия посредника в регионе.

«Сейчас 15 депутатов Кнессета [израильского парламента] и 4 члена нынешнего кабинета министров – выходцы из израильской русскоговорящей среды, - говорит Маргелов. – С другой стороны, многие палестинцы получили образование в российских университетах и хорошо говорят по-русски. В такой ситуации у нас есть все предпосылки для эффективной работы».

Россия готова поддерживать лидерские инициативы США, впрочем, с изрядной долей скепсиса

Большинство российских экспертов сомневаются в том, что, даже на фоне возникших разногласий с Израилем, США сможет предложить какую-то новую эффективную инициативу для разрешения сложной ситуации на Ближнем Востоке.

«США видится нам заложником собственной длительной истории отношений с Израилем; вряд ли они смогут решительно поменять курс, - говорит Алексей Пушков, директор Института актуальных международных проблем, научного консультационного центра при российском министерстве финансов. - Конечно, если США возьмут ситуацию в свои руки, Россия готова оказать им всяческую поддержку. К сожалению, по мнению многих специалистов из нашего института, нынешняя встреча четвёрки грозит остаться еще одним представлением старинного дипломатического танца, а проще говоря, топтанием на месте».