Вместо того, чтобы приблизить подписание нового договора о стратегических наступательных вооружениях, США и Россия едва не поссорились на почве иранской проблемы. Вопреки тому, что в отношениях двух государств после объявленной Бараком Обамой "перезагрузки" наступило значительное потепление относительно некоторых стратегически важных вопросов, позиции Москвы и Вашингтона категорически расходятся. Прежде всего, речь идет о намерениях Соединенных Штатов расположить элементы системы противоракетной обороны в Европе и отношении к ядерной программе Ирана. Эти темы и стали ведущими во время визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в Россию.
"Мы еще не начали дискуссию о том, где и когда наши президенты будут подписывать договор о СНВ. Спешить с этим не следует. Сначала наши парламентарии должны заявить о том, что они завершили переговоры", - подчеркнула Клинтон во время общей пресс-конференции с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым.
Напомним, ранее президент Украины Виктор Янукович предложил лидерам США и России подписать этот документ в Киеве. В Москве заметили, что это "было бы комфортно", но, по словам Лаврова, все будет зависеть от президентов Обамы и Медведева - ведь им надо согласовать графики, выказать общее желание ехать с договором в Киев и т. п. Вместе с тем глава российского МИД уверил: "Президенты лично контролируют ход работы (относительно подписания договора о СНВ. - Ред.) и есть все основания считать, что мы вышли на завершающую часть финишного отрезка".
Тем временем американская печать, рассказывая о результатах визита Хиллари Клинтон в Москву, отмечает: в первый же день госсекретарь получила неприятный сюрприз от российской власти - премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что АЭС в иранском городе Бушер, запустить которую Ирану помогает Россия, заработает уже этим летом. С одной стороны - запуск Бушерской АЭС снова перенесли, ведь прежде это было запланировано на весну. С другой - в Вашингтоне хотели бы, чтобы ядерная программа Ирана, доверия к которому у Белого дома нет, не стартовала вообще. США уговаривают Совет Безопасности ООН применить к Тегерану санкции, а здесь - такая новость.
"Это сообщение - пощечина госсекретарю Клинтон в дни ее визита в Москву", - считает "Уолл-Стрит Джорнал", отмечая, что заявление Путина ставит под сомнение негласную договоренность с Западом, согласно которой Россия не будет поставлять топливо для запуска Бушерской АЭС, пока Иран не согласится сотрудничать с инспекторами МАГАТЭ.
В ответ Клинтон подчеркнула: разрешить Ирану взяться за "мирный атом" можно лишь при условии, что Тегеран "даст миру гарантии, или его поведение изменится на фоне международных санкций". "Мы хотим дать иранцам относительно этого прозрачный сигнал, поэтому, думаю, рано двигаться вперед в других проектах по Ирану", - сдерживая негодование, заметила госсекретарь.
После этого заявления Путина в графике московских встреч Хиллари появилась красная строка: разговор с премьер-министром (раньше планировалось лишь рандеву с президентом). Вчера, завершая визит в Москву, представительница Белого дома обсуждала с обоими кремлевскими хозяевами перспективы договора относительно СНВ на фоне "иранских" расхождений во взглядах.
К слову, официально главной целью приезда Клинтон в Москву было участие в заседании четверки международных посредников по ближневосточному урегулированию - России, США, ООН и Евросоюза. На встрече, в которой, кроме госсекретаря США, принимали участие Сергей Лавров, Генеральный секретарь ООН Господин Ки Мун и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, было принято заявление с призывом к Израилю отказаться от строительства новых поселений в Восточном Иерусалиме.
Перевод: Антон Ефремов