Сегодня в Ратуше мэр Торонто Дэвид Миллер (David Miller) представит постер, выпущенный в честь великого афроамериканского певца, актера и общественного деятеля Поля Робсона (Paul Robeson). В официальном заявлении городских властей говорится, что это будет первый из серии постеров «в память о выдающихся гуманитарных заслугах в области равенства, справедливости и этнического многообразия».
Что ж, можно подумать, что это вполне справедливо. Торонто – этнически многообразный город, нуждающийся в ролевых моделях, а Робсон в свое время смело выступал против угнетения чернокожих в Соединенных Штатах. Однако организованная городом выставка, посвященная Робсону, полностью замалчивает другой аспект его противоречивого жизненного пути: то, что он всю жизнь был преданным сторонником советского коммунизма.
Робсон, умерший в 1976 году в возрасте 77 лет, был интересной и во многом вызывающей восхищение фигурой. Сын бывшего раба, ставшего проповедником, он был профессиональным футболистом, затем получил диплом юриста в Колумбийском университете. Позднее Робсон, со своей внушительной внешностью и глубоким голосом, нашел себя в театре и кинематографе. Он играл Отелло на лондонской сцене и прославился во всем мире своей ролью Джо в мюзикле «Плавучий театр». Его исполнение песни Ol’ Man River до сих пор производит впечатление.
Однако, посетив в 1934 году СССР, Робсон был очарован советским экспериментом. Он принял Сталинскую премию мира. Он защищал нацистско-советский пакт 1939 года. В 1956 году он оправдывал советское вторжение в Венгрию. Он восхвалял Советскую конституцию, которая формально обещала карать расовую дискриминацию и уважать этнические меньшинства. При этом он предпочитал не замечать массовые депортации и убийства меньшинств, которых Сталин подозревал в предательстве.
На вопрос о советском антисемитизме он отвечал, что в России он «много встречался с евреями» и «ни слова об этом не слышал». Когда Москва казнила очередную группу «контрреволюционеров и убийц» – как она называла политических противников – он заявил, что «тех, кто покушается на эту великую страну, приходится уничтожать».
Прошли десятилетия, другие западные посетители СССР осознали, что такое советский тоталитаризм, Джордж Оруэлл написал «Скотный двор», Артур Кестлер – «Слепящую тьму», но Робсон по-прежнему оставался все таким же правоверным. Он ни разу не сказал дурного слова о Советском Союзе, ни разу не выразил сочувствие миллионам людей, погибших во время чисток, сгинувших в ГУЛАГе, страдавших под пятой Кремля в Восточной Европе.
Однако материалы о Робсоне, которые город собрал в ротонде Ратуши, все это игнорируют, признавая только, что «Робсона считали излишне просоветски настроенным», и что «социально ответственный подход Робсона часто ошибочно принимали за коммунистические тенденции». Выставка под названием «Самое высокое дерево в лесу» представляет собой набор почтительно подобранных фотографий и заключение о том, что «Поль Робсон продолжает олицетворять собой силу, красоту и мир».
Выставка в честь Робсона станет досадной новостью для тысяч беженцев от коммунизма, живущих в Торонто – русских, венгров, чехов, китайцев, вьетнамцев. Напомним, что всего несколькими месяцами раньше в Ратуше прошло такое же мероприятие, восхвалявшее Кубу Фиделя Кастро. Разумеется, ни слова о преследованиях гомосексуалистов, диссидентов и христиан на нем не прозвучало.
Организовывал выставку отвечающий за работу с меньшинствами чиновник отдела парков и мест отдыха Кен Джефферс (Ken Jeffers) - уроженец Тринидада, и бывший участник американского движения за гражданские права. По его словам, с учетом расизма, с которым Робсон столкнулся на родине, неудивительно, что он хорошо себя чувствовал в Советском Союзе, и что он был зол на американское правительство, отобравшее у него паспорт в 1950-х и натравившее на него ФБР и ЦРУ.
По поводу «так называемого коммунизма» Робсона г-н Джефферс заявил: «Я думаю, что Торонто следовало бы лучше понять дух этого человека, вместо того, чтобы говорить о том, как ужасен он был, или чего он не сделал».
Однако если городские власти намерены рассказать торонтцам о Робсоне, не следует ли им показать его дурные стороны вместе с хорошими? Не лучше ли было бы представить полную картину и позволить людям самим решать, в какой мере его добродетели перевешивают его грехи?
Робсон был настолько влюблен в Советский Союз, что стал закрывать глаза на его недостатки. Давайте не будем поступать с ним так же.