Когда мы слушаем выступления госпожи государственного секретаря Хилари Клинтон о недавних событиях в отношениях между Кубой и Соединёнными Штатами, то невольно застываем в изумлении. Возможных объяснений не так уж много: либо госпожа Клинтон не обладает ни малейшими способностями политического анализа, либо недостаточно умна, чтобы исполнять обязанности госсекретаря такой страны как Соединённые Штаты, либо у неё действительно не всё в порядке с головой и она считает, что все будут принимать её россказни за чистую монету.
Всесилие выявляет человеческую глупость, потому что один из главных признаков человека, облечённого большой властью, заключается в том, что все ему безоговорочно верят. Они почему-то считают, что данный человек говорит только правду. Формулировки сильных мира сего основаны на прагматизме.
Формулировки, подобные тем, что озвучила недавно Клинтон, превращают истину в нечто иное, чем то, что мы привыкли понимать под этим словом. Если проанализировать особенности политического мышления, на основе которого Клинтон строит свои выступления о Кубе, то получится, что «правдиво то, что способствует достижению наших целей».
Их мало интересует, насколько соответствует действительности то, что они говорят. Правда для них это то, что «служит выполнению поставленных задач». Они даже не утруждают себя проверкой того, соотносятся ли их заявления с действительностью или нет. Да им это и не нужно, поскольку их формулировки основываются на силе и контролируемых ими мощных средствах массовой информации и преследуют цель навязать свою трактовку событий. Им не нужно рассказывать правду. Достаточно лишь дать выдернуть какие-то фрагменты действительности или сконструировать необходимую им действительность.
Таким образом, правда теряется где-то между прагматизмом языка и средствами массовой информации. Ибо, в конечном счёте, для прагматиков типа Хилари главное – это заставить остальных поверить в то, что ей самой выгодно.
Этих людей мало беспокоит, идёт ли на улице дождь или нет, главное, чтобы верили в то, что они говорят. Действительность – вопрос второй, её можно и перекроить.
А теперь посмотрим, что же пытается внушить другим госпожа госсекретарь. Оказывается, арестованный на Кубе предприниматель (только Куба знает, до какого времени) находится, бедняга, за решёткой за выполнение гуманитарной миссии, за передачу ресурсов и технологий «бедным диссидентам», которые работают на благо кубинцев по указке США.
В своих многочисленных заявлениях госпожа Клинтон пыталась умалить важность инцидента, произошедшего с господином Аланом Гроссом (Allan Gross). Однако было бы интересно поставить США перед зеркалом и посмотреть, как эта страна реагирует на то, что практикует в отношении других. А страна эта одержима нездоровым мессианством и считает себя вправе поучать других, что для них хорошо. Более того, ещё и посылает туда «архангелов», которые выполняет свою божественную миссию на территории, которая им не принадлежит.
Как заявила глава американской дипломатии, в своё время, будучи президентом, её муж Билл Клинтон пытался найти пути сближения с Кубой, но Гавана отвергла эти попытки. В очередной раз она вытаскивает на свет Божий уже изрядно затасканный тезис о том, что Куба не хочет ни сближения, ни снятия эмбарго, поскольку в таком случае у неё не будет аргументов в пользу антидемократичного внутреннего режима, действующего на острове. В действительности всё не так просто, как это пытается представить госпожа Клинтон, хотя все её речи сводятся к повторению того, что говорится уже почти сорок лет.
Именно США пытаются и всегда пытались обусловить любое сближение с Кубой такими уступками со стороны Гаваны, которые не имеют ничего общего с истинной волей к сближению между двумя странами.
Соединённым Штатам давно следовало бы усвоить, что Куба не позволит навязывать себе какие-либо условия ради нормализации отношений. Так было всегда и это не изменится, если только США не пойдут на применение силы, а Куба не капитулирует. Всевластие, мессианизм и имперские амбиции, столь присущие Соединённым Штатам, не позволяют им в полной мере осознать тот, факт, что Куба уже обрела свою независимость, за которую боролась в течение более двух веков, и ни при каких обстоятельствах не захочет вернуться в зону влияния той державы, которая пыталась завоевать её с начала XIX века.
Если же Администрация Барака Обамы (согласно утверждениям г-жи. Клинтон) всерьёз считает, что экономическая блокада используется Кубой как политическая платформа для оправдания своих действий, так пусть докажет это делом, сняв блокаду и лишив её таким образом этой платформы.
В противном случае подобное утверждение Администрации США просто несерьёзно. Да оно и не было серьёзным никогда, поскольку новизной не отличается, а эмбарго нужно вовсе не Гаване, а Вашингтону. Если бы США сняли блокаду в тот момент, когда впервые выдвинули подобный аргумент и тем самым попытались доказать его правоту, думаю, что мы значительно продвинулись бы вперёд. Но пока Вашингтон будет пытаться подстроить под свои нужды политический строй на Кубе или не смирится с тем, что у него под носом существует независимая и суверенная страна, дело не сдвинется с мёртвой точки.
Куба не ставит свои отношения с США в зависимость от изменения политического строя в США. Ей это просто не нужно. Она может придти к взаимопониманию с США даже если эта страна не откажется от своих имперских намерений, но только не будет пытаться навязать их Кубе. Но беда Америки в том и заключается, что она не может придти к взаимопониманию с теми, кто не желает ей подчиняться. Это США политически незрелая страна, а не Куба. На своём примере Куба могла бы наглядно объяснить США причины банкротства их политики в Латинской Америке.
Дела между Кубой и США обстоят не так уж плохо. Возобновились переговоры о миграции, ведутся переговоры на территории военно-морской базы Гуантанамо. Идёт серьёзный разговор о сотрудничестве медиков на Гаити. Возможно, будут затронуты и другие темы, представляющие интерес. Все эти жесты были восприняты Кубой, разумеется, без малейшего ущерба для её национального суверенитета. Хороший урок. Может быть, госпожа Клинтон извлечёт из него что-либо полезное для себя и научится, как правильно вести переговоры с Кубой. Без условий и давления.
В своей предыдущей заметке я написал. Госпоже госсекретарю нельзя позволить, чтобы она распространяла свои выдумки, где ей заблагорассудится. Надо предъявить те «глупости», которые содержатся в её же собственном прагматичном языке, не допустить, чтобы общественность «проглотила» её трактовку событий в Гондурасе, которая всё произошедшее ставит с ног на голову. А также напомнить о том, что после государственного департамента она попадёт в другой мир, где ей придётся держать ответ.