В ту давнюю пору, когда самыми важными датами в календаре президента были саммиты супердержав, а вопросы контроля вооружений обсуждались столь же страстно, как сегодня реформы в области здравоохранения, одним из лучших видов оружия военных властей США в «холодной войне» была живопись.
Всё как положено: кисти, палитры, мольберты - всё, что может потребоваться какому-нибудь Пикассо. Но эти художники рисовали не «Девушек из Авиньона». Они изображали ракеты.
С 1981 по 1991 год Пентагон выпускал глянцевый буклет под названием «Советская военная мощь». Это ежегодное издание, демонстрирующее могущество СССР, имело своих критиков, полагавших, что размеры арсеналов Кремля и эффективность советских вооружённых сил в нём сильно преувеличены.
Однако памфлет был задуман как поддержка военного бюджета США – и оказывался вполне эффективным. (Никто ведь ничего не слышал о трудностях с военным финансированием в эпоху Рейгана, верно?). Но не жутковатая красная обложка и не сравнительные схемы помогали поддерживать приток ассигнований. Самой впечатляющей частью были красочные иллюстрации с изображениями советского оружия в боевых условиях.
Среди картин художников Разведывательного управления министерства обороны (DIA) – такие известные как «Советские SS-20 на стартовой площадке», с изображением ядерных ракет средней дальности, ожидающих в сосновом лесу приказа о запуске, и «Советский вертолёт МИ-24, сбрасывающий химический аэрозоль», на котором изображены устремившиеся вниз вертолеты, распыляющие какой-то газ над беззащитной (и на вид безлюдной) горной областью.
Почему живопись? Потому что художники работали, используя секретные фотографии и другие разведданные, которые нельзя было воспроизводить совершенно точно. Они могли опускать подробности, если не хотели, чтобы Советы знали, что они нам известны.
Падение Советского Союза сделало эти экзерсисы излишними. «Советская военная мощь» в 1991 году перестала существовать. Тогда же окончилась и эпоха живописи DIA. Сегодня Пентагон, если ему нужны броские иллюстрации, использует компьютерные творения.
Но искусство вечно – и многие из тех произведений и сейчас можно увидеть на открытой части вебсайта DIA или воочию, в Смитсоновском аэрокосмическом музее.