Раз американские войска могут промаршировать по Красной Площади на традиционно проводимом в России параде в День Победы, то значительное число вашингтонских законодателей и политических деятелей вполне могут решить, что пришло время пересмотреть вопрос о необходимости поправки Джексона-Вэника.
Эта поправка, принятая в 1975 году, являлась карательной мерой, ограничивающей торговлю с тогдашним Советским Союзом и призванной улучшить ситуацию с соблюдением в СССР прав человека, в частности, снятию ограничений на эмиграцию граждан из страны. Холодная война закончилась почти двадцать лет назад, но это наследие противостояния супердержав здравствует и поныне.
В ходе визита президента РФ Дмитрия Медведева в Вашингтон в начале апреля он высказал пожелание, чтобы США отметили поправку Джексона-Вэника. 27 апреля члены подкомитета по Европе комитета по международным делам Палаты представителей США подкрепили надежды Медведева, проведя заседание по данному вопросу и рассмотрев его по существу.
На сегодняшний день данная поправка, названная по имени ее авторов – сенатора Генри Джексона (Henry Jackson) и члена Палаты представителей Чарльза Вэника (Charles Vanik) – практически не оказывает воздействия на американо-российские отношения. После распада СССР в 1991 году президенты США из года в год находили, что РФ не подпадает под действие положений данной поправки, и, следовательно, ничто не мешает осуществлению нормальных торговых отношений между двумя странами. И все же российское руководство стремится снять со страны клеймо этой поправки в официальном порядке.
Выступавшие на слушании в Палате представителей 27 апреля, независимо от партийной принадлежности, в целом полагали, что поправка утратила свое значение. Демократ от штата Массачусетс Уильям Делахант (William Delahunt), являющийся председателем подкомитета по Европе Палаты представителей, подчеркнул, что "необходимо сохранить и укрепить позитивные тенденции, сформировавшиеся за последний год" в сфере российско-американских отношений, к коим он причислил активизацию сотрудничества со стороны России в отношении Афганистана, новый договор по СНВ и оздоровление отношения к США в российском обществе.
Сторонники отмены поправки называли ее анахронизмом, учитывая произошедшие с середины 1970-ых годов изменения в политическом курсе России. Республиканец от штата Калифорния Дана Рорабахер (Dana Rohrabacher) призвал своих коллег-конгрессменов отказаться от этого "древнего пережитка холодной войны".
"Если мы хотим мира на планете,… мы должны поддерживать хорошие отношения с Россией", – добавил конгрессмен.
Стефан Сестанович, в прошлом американский дипломат, а ныне ведущий сотрудник Совета по международным отношениям, отметил, что у поправки "гордое и достойное прошлое, но сейчас она превратилась в бесполезный и вызывающий неразбериху инструмент". По его словам, на данном этапе поправка сохраняется главным образом в качестве "орудия в сфере торговли", так как "многие конгрессмены, похоже, полагают, что сохранив поправку в силе, США могут обеспечить лучшее отношение к американской продукции на российском рынке". На взгляд Сестановича, имеются другие механизмы, которые могут оказаться более эффективными в достижении той же цели.
Некоторые из присутствующих на слушании выразили предположение, что поправку все еще можно использовать в качестве рычага воздействия на Россию. Демократ от штата Калифорния конгрессмен Брэд Дж. Шерман (Brad J. Sherman) высказался в том смысле, что в обмен на отмену поправки Вашингтон должен получить "четкое и ясное согласие со стороны России предпринять определенные значимые шаги". Ряд выступающих, а также конгрессмены и представители деловых кругов, выразили желание увязать отмену поправки с дальнейшими торговыми уступками со стороны России, такими как облегчение доступа американской сельхозпродукции на российский рынок и усиление защиты объектов интеллектуальной собственности США.
Конгрессмен Делахант возразил на это, что обуславливая таким образом отмену поправки Джексона-Вэника можно подорвать дипломатические отношения. "Мы не должны менять ориентиры и требовать новых уступок, не имеющих отношения к данной поправке", – подчеркнул он. "Изменение правил игры" подорвет доверие к США и вызовет сопротивление со стороны России, добавил конгрессмен.