На попытки Турции и Бразилии урегулировать спор вокруг иранской ядерной программы можно смотреть двояко. Кто-то оценивает эту инициативу негативно, называя ее сговором с Тегераном в попытке пустить под откос четвертую серию санкций Организации Объединенных Наций. Кто-то приветствует действия этих стран, признавая, что находящиеся на подъеме державы вносят свой вклад в сохранение основанного на системе правил миропорядка.
Неудивительно, что своей реакцией Запад загнал себя в первую категорию. Реакция на соглашение, достигнутое при посредничестве турка Реджепа Тайипа Эрдогана и бразильца Луиса Инасиу Лулы да Силвы, в Вашингтоне, Лондоне и прочих столицах была разной – от пренебрежительного снисхождения до раздражения. В лучшем случае, посчитал Запад, Анкару и Бразилиа просто одурачили.
Если сделка, заключенная лидерами двух стран с иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом, будет претворена в жизнь, то Иран передаст на хранение Турции значительную часть своих запасов обогащенного урана. Взамен Тегеран получит более высокообогащенный уран, используемый в медицинских изотопах. Опасность появления у Ирана атомной бомбы будет снижена, а Тегеран сохранит за собой свое суверенное, как он считает, право на освоение ядерного топливного цикла.
В этой идее нет ничего нового. За основу здесь взято предложение, выдвинутое прошлой осенью пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН. Отличие в том, что первым предложением предусматривалась отправка иранского урана в Россию.
Новый план вызывает массу вполне закономерных вопросов. Среди прочего, в нем ничего не говорится о том, что Иран намеревается делать с остатками своих урановых запасов, а также почему он продолжает его обогащение. Кроме того, Тегеран так и не объяснил, почему он теперь обогащает уран до более высокой степени концентрации.
Время заключения сделки вызывает оправданные опасения в том, что основная цель Ирана заключается в срыве возглавляемых США международных усилий о введении новых санкций ООН. За долгие годы переговоров с Западом Тегеран не проявлял особой гибкости в тактике. Он всегда действовал по шаблону: демонстрация готовности к уступкам в момент усиления давления, а затем долгий период увиливаний и проволочек. Но работы по обогащению продолжались как обычно. Один западный дипломат истолковал последние действия Турции и Бразилии весьма великодушно, заявив мне, что Эрдоган и Лула да Силва наивны.
На этом фоне США, Франция и Британия с очевидным удовольствием раскрыли собственные планы очередной серии санкций – который на сей раз направлены против Стражей исламской революции. Турция и Бразилия могли подумать, что своей сделкой они сняли необходимость принятия новых карательных мер, но Россию и Китай Запад убедил в обратном.
Возможно, я излишне циничен, но мне здесь видится определенная раздражительность. Турция и Бразилия являются временными членами Совета Безопасности, и похоже, что постоянные члены Совбеза оскорбились, увидев, как две эти страны решили действовать самостоятельно и энергично.
В воздухе буквально витают слова дипломатов о том, что спор по поводу иранской ядерной проблемы должны решать авторитетные и общепризнанные державы. Если остальные хотят помочь – прекрасно, но делать это они могут, лишь поддерживая планы Запада, а не выдвигая собственные сумасбродные идеи.
Такие взгляды страдают недальновидностью, и вот почему. Совершенно очевидно, что на сегодня у постоянной пятерки нет практически никаких результатов. Даже те, кто утверждает, будто санкции это единственный способ заставить Иран следовать курсом ООН, на самом деле не верят, что такие меры сработают сами по себе. Если Иран действительно решил создать бомбу, то выкручиванием рук Стражам исламской революции его планы не изменишь.
Также очевидно, что в случае, если нынешний режим решит сменить курс и попытается договориться по вопросу своей ядерной программы, надо будет сделать так, чтобы его действия не были расценены как капитуляция перед Большим Шайтаном и шайтанами поменьше с Запада. Та сделка, которая была заключена с соседним исламским государством, может – я подчеркиваю, может – стать выходом из тупика.
То, что правительство Эрдогана попыталось выступить посредником в данном соглашении, является естественным следствием активной региональной дипломатии Анкары. В последние несколько лет в Турции отмечается заметный рост экономического благосостояния и уверенности в собственных политических силах. Пока Франция, Германия и прочие страны искали поводы для того, чтобы не пустить Турцию в Евросоюз, Анкара начала разворачиваться в восточном направлении.
Усиление авторитета Турции в регионе основано на гениальной в своей простоте мысли о том, что страны, стремящиеся оказывать влияние за пределами своих границ, должны начать с урегулирования своих собственных споров. Эрдоган разрешил давние споры с Сирией и Ираком, и стремится к снижению напряженности на Кавказе.
Действия по урегулированию проблем с соседями были не всегда и не во всем успешными, но этого оказалось достаточно, чтобы Турция превратилась в крупного регионального игрока. Правительство Эрдогана сегодня демонстрирует политическую уверенность, которая появилась с осознанием того факта, что оно открыло для себя разные варианты действий, не ограничивающиеся разочаровывающими и бесплодными переговорами в Брюсселе об условиях, на которых Турция в какой-то момент может обрести право называться "европейской" державой. Думаю, что это является причиной раздражения Вашингтона и других столиц по поводу последней инициативы.
Обозначаемое время от времени стремление западных государств заключается в том, чтобы развивающиеся державы нашего мира взяли на себя часть нагрузки по обеспечению и защите международной безопасности и благосостояния. Такие страны как Китай и Индия, а также, осмелюсь сказать, Турция и Бразилия, пользуются плодами основанного на правилах мироустройства, и поэтому они должны быть готовы вносить в это свой собственный вклад. Они должны, как сказал несколько лет тому назад Роберт Зеллик (Robert Zoellick), действовать как инвесторы в существующую систему.
Но если смотреть на это глазами Анкары или Бразилиа, и уж конечно, Пекина и Нью-Дели, в такой аргументации есть одна важная загвоздка. Эти страны приглашают не формировать и не создавать новый мировой порядок, а соблюдать старые (западные) правила. Как сказал на этой неделе один китайский ученый, развивающимся державам предложили места за столом для игры в рулетку, но поставили жесткое условие, что казино будет по-прежнему принадлежать Западу.
Похоже, Соединенные Штаты лучше европейцев осознают тот факт, что расстановка сил меняется. Администрация Барака Обамы напряженно думает над новой геометрией геополитики, в то время как Европа остается в западне своих стремлений придерживаться старого евроатлантического порядка.
Национальный совет по разведке США подобно прорицателю, смотрящему в магический кристалл, произвел на свет великолепный труд под названием "Глобальные тенденции – 2025" (Global Trends 2025), в который включил один пророческий сценарий. Согласно этому сценарию, Бразилия выступает в качестве посредника в момент возникновения кризиса на Ближнем Востоке. Но прогнозировать будущее это одно дело, а смириться с ним и принять его условия – совсем другое. Если Западу нужен глобальный порядок, он должен привыкать к тому, что другие тоже обладают правом голоса при выработке правил.