В прошлом году госсекретарь США Хилари Клинтон допустила запомнившийся всем ляпсус: подарила своему российскому коллеге кнопку «перезагрузки», на которой была надпись с двумя пропущенными буквами: PEREGRUZKA.
Вот она — вся суть администрации президента США Барака Обамы, переданная одним словом. Когда Обама стал президентом, страна была экономическим и моральным банкротом, ей самой была нужна кнопка перезагрузки. Завязнувшая в двух бесконечных войнах и утопающая в долгах страна только что перенесла крах финансовой отрасли, потянувший за собой всю экономику. Страна больше не могла играть ведущую роль, правительство показало свою продажность и бездарность, а по ею же самой установленным стандартам её следовало признать государством-изгоем.
Обама вломился в Белый дом на волне надежд и под девизом «да, мы можем!», но за полтора года не сделал ничего, чтобы изменить ситуацию. Вывести США из Ирака он не смог, а в Афганистане завяз ещё прочнее. Экономику не спасли, хотя долг теперь стал ещё на несколько триллионов долларов больше. Катастрофы наподобие разлития нефти на дне Мексиканского залива говорят о неспособности Вашингтона действовать в чрезвычайных ситуациях национального масштаба.
Обама не смог объединить нацию, хотя пытался изо всех сил. Левые, похоже, остались вообще без идей и без популярных лидеров, а на правом фланге политического фронта поднимается волна уродливого популизма, требующая крови и возносящая вверх именно тот тип безграмотных реакционеров, которые правая политическая мысль в таком изобилии порождала в начале XX века.
Генерал Стэнли Маккристал честно и откровенно написал в статье в Rolling Stone, что армия страны становится преступной. США как нация напуганы и обозлены, а такие страны часто ищут утешения в военной диктатуре.
Пока что Вашингтон выручала, спасая его от банкротства, такая находящаяся на подъёме страна, как Китай. Учёные даже придумали новый термин — Chimerica (сращение английских названия Китая и Америки). Вашингтон слабеет, Китай, соответственно, становится сильнее, и перерабатывает накопленный Америкой жир, превращая его в свои мускулы, то есть развивая промышленность. Но отношения между ними по-прежнему носят симбиотический характер. Китаю нужны США, чтобы создавать и внедрять новые технологии, а США нуждаются в займах и дешёвых потребительских товарах из Китая, чтобы и дальше вкусно и много есть, но ничего не делать.
Вскоре весь мир увидит, как либерально-демократическому Pax Americana, правившему миром после окончания второй мировой войны, придёт на смену новый миропорядок: Pax Chimerica. Конечно, это будет намного более уродливое чудовище. Китай с его авторитаризмом и населением в 1,2 миллиарда, скорее всего, не будет высоко ценить даже человеческую жизнь, не говоря уже о личных правах и свободах. Судя по примеру Тибета, кстати, право народов на самоопределение тоже, скорее всего, уважением пользоваться не будет.
То, какую политику Китай ведёт в отношении Зимбабве, много говорит об особенностях системы ценностей и приоритетах Пекина. Государственные компании Китая радостно подписывают сделки с бандитами режима президента Роберта Мугабе. Китай обрабатывает пустующие сельскохозяйственные угодья, отобранные у белых фермеров, и выращивает на них пищевые культуры для собственного населения, а простые зимбабвийцы умирают от голода.
Россия в новых условиях будет особенно уязвимой. Её государственные структуры приватизированы продажными чиновниками и «силовиками», цинично объявившими себя русскими патриотами, а сами наворовавшими столько, сколько смогли унести. Китайцы уже заселяют пустующие земли Сибири и по дешёвке скупает природные ресурсы России.
Нелиберальный миропорядок, в котором заправляют буйный Вашингтон с алчным Пекином, может стать для России национальной катастрофой.
Алексей Байер, коренной москвич, работает в Нью-Йорке экономистом