Исламабад. За год до вывода советских войск из Афганистана один из лидеров моджахедов был особенно успешен в срыве планов командующего советским военным контингентом генерала Бориса Громова.
Это был Джалалуддин Хаггани (Jalaluddin Haggani), этнический пуштун, которого Чарли Уилсон (Charlie Wilson) – конгрессмен, помогавший ЦРУ собирать средства для помощи афганскому сопротивлению - однажды назвал «воплощением великодушия». Из своей базы на севере Пакистана Хаггани наносил беспокоящие удары по советским войскам, затягивал несколько раундов провалившихся в конечном итоге переговоров, а также противодействовал последнему крупному советскому наступлению – операции «Магистраль» в 1987-1988 годах.
Сегодня Уилсона уже нет в живых, а генерал Громов вернулся в российскую политику. Однако Хаггани остается номинальным руководителем армии боевиков, которую теперь возглавляет его старший сын Сираджуддин (Sirajuddin) - главный союзник Аль-Каиды в этом регионе. И теперь он представляет собой такую же угрозу для НАТО, как раньше для Советов.
По мере приближения намеченного на следующий год срока вывода американских войск из Афганистана «сеть Хаггани» , как ее еще называют, играет центральную роль в определении будущего Афганистана, так же как это было и в 1988 году. «Главный вопрос состоит в том, что делать с Хаггани, и именно здесь позиции американцев и пакистанцев расходятся», - отметил один из западных чиновников, хорошо знакомый с проводимыми в Афганистане и Пакистане операциями.
Публично Соединенные Штаты усилили давление на Пакистан в этом месяце, с целью принудить его к проведению операции против находящегося под контролем племен Северного Вазиристана, территорию которого сторонники Хаггани, а также их союзники из Аль-Каиды используют в качестве убежища. Пакистан не хочет этого делать, и говорит о том, что Хаггани не совершает нападений на пакистанские объекты, и предлагает посреднические услуги в переговорах между ним и президентом Карзаем в Афганистане. «Если они считают, что у нас там есть влияние, то мы тогда постараемся оживить эти контакты, - заявил один из высокопоставленных сотрудников пакистанских спецслужб в интервью газете The Times. – Есть другие варианты, не связанные с проведением крупномасштабной военной операции в Северном Вазиристане».
Эти две стратегии отражают несовпадение интересов Соединенных Штатов и Пакистана, которые вместе с другими региональными державами пытаются определить результат этой войны. Америка сосредоточила свое внимание на уничтожении Аль-Каиды и ее союзников, тогда как Пакистан ведет борьбу против повстанцев, которые совершают нападения на его территорию. Одновременно Пакистан использует другие силы для того, чтобы воспрепятствовать приходу к власти проиндийского правительства в Афганистане.
Соединенные Штаты изложили свою позицию на встрече, в которой приняли участие командующий пакистанскими сухопутными войсками генерал Ашфак Каяни (Ashfaq Kayani) и три высших американских военных руководителя – генерал Стэнли Маккристал, уволенный на прошлой неделе, глава американского Центрального командования генерал Дэвид Петреус (David Petraeus), пришедший ему на смену, и глава Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен (Mike Mullen).
Американцы представили генералу Каяни доказательства того, что Хаггани несет ответственность за нападения, в том числе и за те, которые были совершены в этом месяце на авиабазу НАТО в Баграме, а также на Кабул.
«Нельзя позволить ядовитым змеям устроить гнездо у тебя в саду даже при наличии молчаливого договора о том, что они вместо ваших будут кусать соседских детей, - подчеркнул генерал Петреус после этой встречи на слушаниях в Конгрессе. – В конце концов они вернутся и покусают вас и ваших детей».
Министру иностранных дел Великобритании Уильяму Хейгу (William Hague) во время его визита в Пакистан на прошлой неделе задали вопрос о Хаггани. Он ответил: «Никакого различия в понимании ситуации между нами и Соединенными Штатами нет».
Однако Пакистан по-прежнему не хочет нападать на Северный Вазиристан, утверждая при этом, что он намерен закрепить успех, достигнутый во время наступления в прошлом году в соседнем Южном Вазиристане.
По данным из западных и пакистанских источников, вместо этого глава пакистанской военной разведки (ISI) генерал-лейтенант Ахмед Шуджа Паша (Ahmed Shuja Pasha) сообщил Карзаю во время недавнего визита в Кабул, что его служба хочет выступить в качестве посредника в переговорах со сторонниками Хаггани. Вчера телеканал Al-Jazeera сообщил о том, что господин Карзай встретился с Сираджуддином, хотя афганское правительство отрицает это. Пакистанские официальные лица отрицают, что они предоставляют финансовую помощь и вооружения для сторонников Хаггани, имеющего в общей сложности 10 000 боевиков, а также занимаются подготовкой личного состава. В частных беседах они признают, что они предоставляют сторонникам Хаггани убежище на территории Северного Вазиристана и позволяют Сираджуддину посещать находящийся на северо-западе страны город Пешавар.
Они также признают, что Хаггани представляет для них самое мощное оружие в борьбе с индийским влиянием в Афганистане. Индия, как известно, предоставила с 2001 года помощь Афганистану в размере 1 миллиарда долларов. Говорит высокопоставленный пакистанский чиновник: «Пакистанская военная разведка (ISI) не имеет такого влияния на какого-то другого афганского командира среди боевиков Талибана, и многие из них больше не доверяют пакистанским службам безопасности».
Бывший министр иностранных дел Дэвид Милибэнд (David Milliband) на прошлой неделе присоединился к тем, кто поддерживает это примирение, и он сделал это в открытом письме генералу Петреусу. «Сложно иметь дело с теми, кто участвовал в нападениях, - подчеркнул он. – Однако предоставление пространства для дискуссии с целью интеграции повстанцев в афганское общество, прекращение насилия – все это не является умиротворением. Это именно то, чего мы хотим достигнуть – окончания войны».
Генерал Громов пришел к похожему выводу в прошлом году, когда отмечалось 20-летие вывода советских войск из Афганистана. Его более сжатый вердикт гласил: «Нельзя решать политические проблемы при помощи силы. Так было, так будет и впредь».