Несмотря на отсутствие официальных доказательств разработки Ираном оружия массового поражения, иранская ядерная программа дала повод США и Израилю, нашедшим поддержку в лице посредников по урегулированию ситуации, начать подготовку к очередной военной операции. Можно назвать, по крайней мере, шесть объективных причин, которые могут привести к развязыванию новой мировой войны.
В первой половине мая президент России Дмитрий Медведев сделал заявление, почему-то не получившее широкой огласки в средствах массовой информации. По его словам, агрессия против Ирана может спровоцировать Третью мировую войну. Приблизительно через месяц, лидер кубинской революции Фидель Кастро в своих Размышлениях под названием «Вовремя узнать правду» высказал следующую гипотезу: «У меня нет ни малейших сомнений, что как только военные корабли Соединенных Штатов и Израиля займут свои позиции – вместе с остальными американскими военными кораблями, находящимися вблизи от иранских берегов, - и попытаются досматривать первое торговое судно этой страны, посыплется ливень снарядов в одном и другом направлении. Именно это станет моментом, когда начнется страшная война».
И то, и другое предостережение не лишено смысла. 18 июня армада из 12 военных кораблей США и Израиля (американского форпоста на Ближнем Востоке) прошла через Суэцкий канал и проследовала в Персидский залив, где, приведенная в полную боевую готовность, разместилась в непосредственной близости от морских границ Ирана. Ни Барак Обама, ни Биньямин Нетаньяху не опровергли эту информацию, опубликованную в одном из лондонских изданий.
Ничего удивительного здесь нет. За последние два месяца произошло три события, подтверждающие реальную угрозу глобальной ядерной войны.
1) 9 июня Бразилия и Турция – два члена Совета безопасности ООН, не обладающие правом вето, - не смогли помешать введению уже четвертого раунда международных санкций против Ирана, по настоянию США, Франции и Великобритании.
2) 1 июля президент США, Барак Обама, подписал одобренный Сенатом закон о введении новых односторонних санкций против Ирана, под которые подпадают также ряд иностранных компаний-экспортеров, банков, энергетических корпораций, ведущих бизнес с Тегераном.
3) В мае, в связи с потоплением южнокорейского военного корвета «Чхонан» в Желтом море, Соединенные Штаты сделали попытку развязать крупномасштабный конфликт между Северной и Южной Кореей с непредсказуемыми последствиями.
Тактика военной операции, в которой явно прослеживается стратегический смысл, основывается на том, что 9 апреля иранское правительство объявило о своих намерениях установить новые центрифуги для обогащения урана до 10 процентов в рамках реализации мирной ядерной программы. Несмотря на многочисленные утверждения об обратном, США и НАТО до сих пор так и не обнаружили неопровержимых доказательств военной составляющей ядерных разработок Тегерана, равно как и Пхеньяна, который также находится «под прицелом».
Тегеранская декларация, подписанная в мае Ираном, Турцией и Бразилией, предусматривает отправку Тегераном в Анкару 1200 килограммов низкообогащенного урана в обмен на 120 килограмм обогащенного до 20 процентов ядерного топлива, необходимого Ирану для проведения научных и медицинских исследований.
Истинные причины
Более тщательный анализ действий США и Израиля позволяет приблизиться к реальным предпосылкам реализации мировым лидером своей военной стратегии. Возникает вопрос, непосредственно ли на Иран направлена агрессия США и Израиля? Определенно, нет. По мере реконструкции полной картины из ряда мельчайших деталей, начинают вырисовываться истинные цели.
Небольшое пояснение. Первая и Вторая мировые войны были развязаны в результате обострения борьбы за сферы влияния, которая, по сути, послужила толчком к становлению и развитию мощного освободительного движения, история которого начинается с победы первой социалистической революции в XX веке. Очевидно, что ставка на войну, которая традиционно делалась империалистическими державами для выхода из подобных кризисов, провоцировала народы мира на конституирование интерсубъективного пространства, чтобы сдержать милитаристские игрища и еще выше поднять знамена освободительной армии.
Первая цель современного империализма – восстановить политическое и военное господство Израиля – проводника интересов США – в регионе, где силы противников на театре военных действий все более и более уравниваются. Растущая в течение последних лет стихийная агрессия израильтян, нашедшая выход, например, в нападении на «Флотилию свободы», приводит к тому, что ВМФ, ВВС и сухопутные войска Израиля встречают яростное сопротивление. Поражение Израиля в Ливане в 2006 году и в Секторе Газа в 2008 служат подтверждением этого.
Для достижения вышеупомянутой цели США и Израиль приступили к усилению своей военной мощи на Ближнем Востоке. Вашингтон сейчас поставляет Тель-Авиву вооружение и военную технику, в частности, бомбы Jdam, дальность полета которых составляет более 60 километров. Именно такие бомбы активно использовались в ходе Второй Ливанской Войны в 2006 году и операции "Литой Свинец" в Газе в 2008 г.
Вторая цель – разрыв тонких нитей, которые неожиданно связали в треугольник Иран, Сирию и Турцию. Некоторое время назад, об этом не могло быть и речи, поскольку два первых государства были издавна враждебно настроены по отношению к последнему.
Укрепление взаимоотношений между Тегераном, Дамаском и Анкарой положило начало прекращению гражданской войны между непримиримыми мусульманскими течениями - шиитами и суннитами – и открыло возможности сотрудничества исламских стран со светскими политическими режимами, в частности, с Турцией. В связи с этим, растет беспокойство США и Израиля по поводу возникновения новых сложностей в процессе борьбы за гегемонию. Анкара опять встала на сторону Палестины и поставила под вопрос реализацию планов США в данном регионе.
Турция выражает недовольство той поддержкой, которую США негласно оказывают курдским сепаратистам в Ираке и Сирии, а также группировке "Пежак", действующей в иранской провинции Курдистан. К этому еще следует добавить препоны, которые ставятся перед Турцией на пути ее вступления в ЕС, и поддержку палестинского народа со стороны вышеупомянутых трех стран, которые вместе обладают значительным весом на Ближнем Востоке.
Возобновление торгового сотрудничества и развитие партнерских отношений в других областях между Ираном, Сирией и Турцией заставляет их жалеть об упущенных возможностях в прошлом и открывает новые перспективы в будущем.
Третья цель американских военных маневров – сохранение контроля над Саудовской Аравией, верным союзником Запада, который недавно стал претендовать на определенный уровень автономии, возможно, надеясь на потенциальное объединение в будущем с Ираном, Сирией и Турцией.
Эта тенденция очевидна. 14 июня посол Саудовской Аравии в Англии, принц Мухаммед бин Найеф (Mohammed bin Nawaf), опроверг публикацию в газете The Times, утверждавшей, что королевство готово предоставить ВВС Израиля воздушный коридор для бомбардировки иранских ядерных объектов. Кроме этого, высшие чины США и Израиля не смогли сдержать своего недовольства по поводу приглашения президента Ирана королем Саудовской Аравии совершить паломничество в Мекку.
Такие приглашения и выступления со стороны Саудовской Аравии подрывают доверие к союзнику Вашингтона и Тель-Авива на Ближнем Востоке. Важно то, что ни одно из вышеописанных событий, в принципе, не могло произойти раньше, когда США обладали значительным военным и политическим превосходством над другими странами.
Четвертая цель, которую преследуют США и Израиль – максимально сдержать постепенный рост влияния России в вышеупомянутом регионе, от которого мало что осталось после развала СССР и социалистического блока в Восточной Европе в 90-х годах прошлого века.
Россия не мирится с поражениями. В области политики российский президент Дмитрий Медведев недавно заявил в Дамаске и Анкаре о важности урегулирования конфликта между палестинскими группировками, Фатх и Хамас и с энтузиазмом поддержал сближение Ирана, Сирии и Турции. В сфере экономики, Россия активно развивает торговое сотрудничество с Анкарой и даже приняла закон об отмене виз для граждан Турции, въезжающих на территорию РФ. Поставка Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300 не только выгодна с экономической точки, но и способствует постепенному возврату прежнего влияния России на Ближнем Востоке.
В основе российского внедрения в данный регион лежит «черное золото». Вложив миллиарды долларов, Россия обеспечила себе возможность строительства нефтепровода Самсун-Джейхан, который соединит турецкие порты на Черном и на Средиземном море. Кроме того, российские корпорации «Росатом» и «Атомстройэкспорт» рассчитывают в ближайшее время запустить в работу АЭС «Бушер» в Иране и намерены участвовать в строительстве подобных проектов в Турции и Сирии.
Пятая цель – страстное желание США заставить мир забыть о провале военных операций в Ираке и Афганистане. Несмотря на потраченные миллиарды долларов, которые пошли на пользу лишь частным предприятиям военно-промышленного комплекса, ввод сотен тысяч американских солдат в эти страны, тысячные потери и «дальновидная» стратегия Пентагона не привели к стабильности в Багдаде и Кабуле, не уменьшили влияние талибов и не сломали сопротивление афганской оппозиции.
23 июня президент США Барак Обама принял отставку командующего силами НАТО в Афганистане американского генерала Стэнли Маккристала, которую повлекли его нелестные заявления в адрес администрации Белого дома. Это, по сути, является отражением кризиса коалиционных войск в Афганистане, где их, скорее, ожидает повторение вьетнамской войны, чем славная победа. Все указывает на то, что генерал нарочно спровоцировал скандал, чтобы не присутствовать в момент намеченного на 2011 год вывода войск из страны, где царит хаос и безвластие. Таким образом, перед началом президентской избирательной кампании он сможет передать оружие в руки республиканцев, которых активно поддерживает.
Шестая цель, которую американская номенклатура определила бы как «побочные эффекты», состоит в том, чтобы продемонстрировать свое недовольство латиноамериканским странам, осмелившимся за последние два годы, укрепить отношения с Россией, сблизиться с Китаем и, что уже совсем никуда не годится, - развивать диалог с Ираном. То есть, данная цель США заключается в том, чтобы не лишиться своей гегемонии в Южной Америке, где в настоящее время зреет третье освободительное движение.
Президент Ирана, Махмуд Ахмадинежад, в сентябре 2009 года посетил Венесуэлу, Кубу, Никарагуа и Боливию, а в ноябре прибыл с визитом в Бразилию, где заручился поддержкой президента Лулы да Силва в отношении мирной ядерной программы. Реакция Госдепартамента США не заставила себя ждать. 11 декабря 2009 года, через пять дней после президентских выборов в Боливии, на которых был переизбран Эво Моралес, набравший 64 процента голосов, госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила: «Это очень плохая идея» для Боливии - устанавливать дипломатические отношения с Ираном. И «бросила камень» непосредственно в сторону Эво Моралеса и Уго Чавеса, добавив, что таким странам как Венесуэла и Боливия следует "дважды подумать" о последствиях связей с Исламской Республикой.