ООН – Афганский президент Хамид Карзай намерен добиться исключения из черного террористического списка ООН имен 50 бывших руководителей движения "Талибан". Это почти четверть полного перечня, и данным шагом Карзай намерен способствовать проведению политических переговоров с боевиками, о чем сообщил высокопоставленный афганский представитель.
Правительство Афганистана вот уже несколько лет пытается исключить из этого списка имена тех руководителей талибов, которые говорят, что порвали с исламистским движением. Но эта кампания по сокращению террористического перечня, который предусматривает запреты на переезды и прочие меры против включенных в него 137 человек, связанных с "Талибаном", существенно активизировалась в последние недели, когда Карзай начал настаивать на политическом урегулировании афганского конфликта, длящегося вот уже почти девять лет.
Эти дипломатические усилия натолкнулись на сопротивление чиновников ООН, требующих предоставления дополнительных доказательств того, что данные люди отказались от вооруженной борьбы и насилия, приняли новую афганскую конституцию и прекратили все контакты с талибами и "Аль-Каидой".
Во вторник спецпредставитель президента Обамы по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук приехал в Нью-Йорк на встречу с руководством ООН в попытке убедить его начать процесс исключения этих людей из черного списка. Об этом сообщили знакомые с процессом переговоров люди.
Соединенные Штаты выступают против вывода из данного списка наиболее одиозных фигур талибов, в том числе, их лидера Мохаммеда Омара. Однако Холбруку очень хочется достичь договоренности об исключении из черного списка якобы исправившихся членов движения "Талибан", сделав это до начала в июле месяце в Кабуле крупной международной конференции, нацеленной на укрепление стабильности в Афганистане.
Австрийский дипломат Томас Майер-Хартинг (Thomas Mayr-Harting), отвечающий за этот список террористов, четко дал понять, что возглавляемая им специальная комиссия ООН не утвердит исключение данных людей из этого списка только ради активизации мирного переговорного процесса. Он также выразил недовольство в связи с тем, что Афганистан не представил достаточных оснований для такого исключения.
"Позвольте мне сказать предельно ясно: если в ходе предстоящего рассмотрения такая информация будет приниматься во внимание, то ее необходимо представить в ближайшие дни, а не недели", - заявил Майер-Хартинг, выступая 30 июня в Совете Безопасности ООН.
В октябре 1999 года Совет Безопасности ООН ввел санкции против членов "Талибана", которые в то время правили в Афганистане. Сделано это было по той причине, что они отказались сдать американским властям Усаму бен Ладена, выдачи которого Вашингтон требовал из-за нападений "Аль-Каиды" на два посольства США в Восточной Африке. В январе 2001 года в этот список было включено более 100 лидеров талибов.
После терактов 11 сентября 2001 года Соединенные Штаты провели резолюции, согласно которым в черный список были внесены члены "Аль-Каиды" и их сторонники. Среди карательных мер, применяемых к включенным в это список, были запреты на перемещения, эмбарго на поставки оружия и запреты на прямое и непрямое предоставление денежных средств и экономических ресурсов.
Строгие требования ООН к процессу пересмотра списка мешают усилиям Карзая. Афганский президент планирует теперь обратиться с более скромной просьбой об исключении из этого списка имен 30-50 "членов движения "Талибан", которые не входят в "Аль-Каиду" и не являются террористами. Об этом заявил афганский представитель, согласившийся сообщить эту информацию на условиях анонимности, как и другие лица, чьи слова приводятся в этой статье.
Россия неоднократно отвергала все просьбы об исключении из списка бывших руководителей талибов, заявляя, что не получила достаточных доказательств отказа этих людей от вооруженного сопротивления и от связей с "Аль-Каидой". Москва давно уже испытывает антипатию к исламистскому движению "Талибан", уходящему своими корнями в то самое движение сопротивления моджахеддинов, которое в 80-е годы изгнало советские войска из Афганистана. Россия также считает, что талибы и "Аль-Каида" поддерживают связи с группами боевиков-исламистов в Центральной Азии и на Кавказе. Когда "Талибан" находился у власти, Россия предоставляла военную помощь Северному альянсу, оказывавшему сопротивление власти талибов.
"Российская позиция совершенно разумна, - говорит Ричард Баррет (Richard Barrett), возглавляющий экспертную комиссию, созданную Советом Безопасности для контроля за исполнением санкций против "Талибана" и "Аль-Каиды", - людей нельзя исключать из списка только по той причине, что начался политический процесс. Мулле Омару и прочим ничто не мешает участвовать в этом политическом процессе, даже если они остаются в списке".
Совет Безопасности ООН, ожидая получения афганской просьбы об исключении из черного списка новых имен бывших руководителей талибов, продолжает проверять примерно десяток имен, внесенных на исключение из данного перечня несколько лет тому назад.
Среди них бывший министр образования "Талибана" мулла Арсала Рахмани (Arsala Rahmani), который входит сегодня в состав афганского сената.
Рахмани заявил в интервью, что в ходе переговоров с делегацией ООН в Кабуле в прошлом месяце он поверил в то, что "будет исключен из черного списка", хотя открыто об этом ему никто ничего не говорил.
"Я очень счастлив, что мое имя будет исключено", - сказал Рахмани. По условиям санкций, его банковский счет был заморожен. Когда его имя будет исключено из перечня, заявляет он, "я смогу воспользоваться счетом и … получить какие-то деньги".
Вместе с тем, как говорит Рахмани, несмотря на внесение в черный список, он никак не ограничен в своих передвижениях. По словам экс-министра, после включения его имени в данный перечень он побывал в Британии, Франции и Кении.
"Карзай хочет, чтобы из черного списка убрали имена всех людей, - заявляет Рахмани, - этого хотят все афганцы, потому что это поможет процессу переговоров о мире".