Российский и американский экипажи первой совместной комической программы СССР и США "Союз-Аполлон" вновь встретились в Москве 35 лет спустя, чтобы вспомнить о подробностях этого исторического проекта, который стал символом сотрудничества в эпоху холодной войны.
"В космосе у нас было три официальных языка: английский, русский и оклахомский", - рассказал с улыбкой на губах командир "Союза" Алексей Леонов на пресс-конференции в Москве.
Его слова стали намеком на сильный акцент командира "Аполлона" Тома Стаффорда (Tom Stafford), который родом из этого американского штата.
Помимо двух командиров на конференции также присутствовали российский пилот Валерий Кубасов и его американский коллега Вэнс Бранд (Vance Brand). Третий член американского экипажа Дональд Слейтон (Donald Slayton) скончался в 1993 году.
Программа "Союз-Аполлон" была осуществлена 17 июля 1975 года после долгих лет соперничества в завоевании космоса и заключалась в стыковке на земной орбите американского корабля "Аполлон" с экипажем их трех астронавтов и советского "Союза" с двумя космонавтами на борту.
Это событие было воспринято в мире как символ разрядки в советско-американских отношениях и положило начало сотрудничеству двух стран в космической отрасли.
"В то время в наших культурах было больше различий. Наши космические программы были как два дерева с разной корневой системой, которые нам нужно было объединить", - сказал Вэнс Бранд.
"Все прошло успешно, и сейчас кажется, что это было просто, но это не так", - добавил он.
"Самым трудным было выучить русский", - пошутил командир Стаффорд.
Вэнс Бранд рассказал о том, как они общались друг с другом, используя набор слов трехлетнего ребенка.
"Мы много смеялись над своими ошибками, и это здорово оживляло наши отношения в космосе", - пояснил он.
"Иногда он путал слова", - продолжил Валерий Кубасов, рассказав о том, как при первой их встрече в космосе Бранд использовал слово "роман" вместо "ремень".
Помимо этих языковых курсов, "мы вывели отношения двух наших стран на невиданный ранее уровень", - подчеркнул Вэнс Бранд.
Из этой программы ему, по его словам, также удалось сделать и еще один немаловажный вывод: "Космонавтам и астронавтам договориться гораздо легче чем политикам".
"Наш полет стал важным символом для всего мира. Мы установили прочные отношения в космосе и показали, что жить таким образом можно и на Земле", - сказал в заключение командир Стаффорд, который после завершения программы усыновил двух русских детей.