Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ЦРУ – тайные полеты, тайный паспортный контроль

© Public Domainцру
цру
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С декабря 2002 по июль 2003 года специальными самолетами, которые обслуживало ЦРУ, на Мазуры было привезено 20 человек: так следует из документов, которые польская Пограничная служба передала Хельсинскому фонду по правам человека.

С декабря 2002 по июль 2003 года специальными самолетами, которые обслуживало ЦРУ, на Мазуры было привезено 20 человек: так следует из документов, которые польская Пограничная служба передала Хельсинскому фонду по правам человека.

Кто сел, кто вышел


Больше всего – восемь пассажиров – прилетело в Польшу 5 декабря 2002 года из Дубая на борту самолета Gulfstream N63MU. Все они вышли на военном аэродроме в Шиманах (Szymany). Очередной Gulfstream, N379P, приземлился там же 8 февраля 2003 года, он привез семь человек из Рабата – столицы Марокко. Вылетая в Ларнаку, он взял на борт четырех пассажиров. Позже N379P садился в Шиманах в марте (два раза), июне и июле и привез за это время пять человек.

В последний раз американский самолет прилетел в Шиманы 22 сентября 2003 года. Это был Боинг 737 N313P. Из него никто не высаживался. Как следует из документа, направленного в Хельсинский фонд по правам человека, в него село пять человек. Из Шиман Боинг полетел на Кипр. Это первые официальные документы, подтверждающие, что в 2002 и 2003 годах в Шиманах из самолетов, которыми пользовалось ЦРУ, высаживали пассажиров.

В 2009 году газета Rzeczpospolita обратилась в Пограничную службу за документами с паспортного контроля. Об их существовании тогда не знала Апелляционная прокуратура в Варшаве, которая вела следствие о тайных тюрьмах ЦРУ в Польше. После нашего запроса Пограничная служба передала документацию по пограничному контролю варшавским следователям.

Уже в 2006 году с пограничниками о полетах хотели побеседовать члены специальной комиссии Европейского парламента, занимавшейся делом тюрем ЦРУ, но на это не согласился глава Министерства внутренних дел и администрации Людвик Дорн (Ludwik Dorn).

Чтобы в бумагах все было гладко?

В информации, переданной Пограничной службой Хельсинскому фонду по правам человека нет сведений о том, гражданами каких государств были таинственные пассажиры. Rzeczpospolita видела документы с паспортного контроля 8 февраля и 22 сентября 2003 года. Из записей следует только то, что прилетавшими и улетавшими пассажирами были бизнесмены.

- Нет сомнений, что эти записи имеют мало общего с действительностью. Так записывали, чтобы на бумаге все было гладко. Отчего бы вдруг столько бизнесменов заинтересовались Мазурами и начали летать к нам частными реактивными самолетами, которые имели статус правительственных? – удивляется полковник польской контрразведки. – Более того, эти полеты скрывали: Европейской комиссии по воздушной навигации (Eurocontrol) официально сообщалось, что самолеты садились и вылетали из Варшавы.

- На самом деле, только люди из Агентства разведки и ЦРУ знают, сколько человек было привезено на Мазуры, - добавляет другой офицер спецслужб.

Ответа нет

Единственные, кто может рассказать что-то большее о пассажирах, это два высокопоставленных офицера Пограничной службы в Безледах (Bezledy). Один из них уже вышел на пенсию, второй работает в центральной Польше. В 2007 году он получил повышение. Оба не хотят ничего говорить на тему, касающуюся паспортного контроля.

- Они были задействованы в том, как этих людей забирали с аэродрома. Они не должны были задавать вопросов. Теперь они должны молчать, - говорит высокопоставленный офицер, входивший в то время в управление Пограничной службы.

Мы адресовали вопрос о пробелах в документах Главной комендатуре Пограничной службы.

– Я не могу высказываться на тему действий, связанных со следствием, - сказал нам пресс-секретарь Войчех Лаховский  (Wojciech Lachowski).

Документы, переданные Хельсинскому фонду по правам человека, также не проясняют вопрос, что стало с людьми, которые прилетели в Польшу, но уже отсюда не вылетели. По нашей информации, четверо из них покинули Польшу лишь в июле 2005 года: их забрал из варшавского аэропорта Gulfstream N63MU. Что стало с остальными? Неизвестно.

- До сих пор нет доказательств, были ли эти люди террористами, которых поймало ЦРУ, - сказал Rzeczpospolita Константы Мёдович (Konstanty Miodowicz), глава комиссии Сейма по вопросам спецслужб.

- Общественность должна получить больше информации на эту тему, - считает бывший глава Министерства обороны, а ныне евродепутат Януш Земке (Janusz Zemke). – В настоящий момент следствие прокуратуры засекречено. Ясно только то, что американцы отказались оказать нам содействие в расследовании дела тюрем.

Дело американских тюрем

- В 2002 году ЦРУ "наняло" примерно 20 офицеров польской разведки, имеющих хорошие связи на Ближнем и Среднем Востоке. Формально группа была распущена в 2005 году.

- Самолеты Gulfstream и Боинг 737, которые летали на аэродром в Шиманах, имели в польском воздушном пространстве статус правительственных. О присвоении им этого статуса ходатайствовала Канцелярия премьера. В документах указывалось, что самолеты перевозят военное оборудование.

С 2002 года ЦРУ имело собственную базу в местечке Старе Кейкуты (Stare Kiejkuty). Она была ликвидирована в 2003 году.

- Апелляционная прокуратура в Варшаве ведет следствие по делу тюрем ЦРУ. Следователей интересует вопрос превышения полномочий сотрудниками официальных органов: принятие решений, которые могли привести к утрате суверенитета части территории Польши. Мы разыскали свидетеля, который рассказал нам, что из самолетов в Шиманах выводили людей в наручниках. Такие же показания есть и у прокуратуры.