Семь лет тому назад, когда зашла речь о необходимости перемен в мировой экономической географии, о том, что Бразилии и другим странам следует играть более активную роль во Всемирной Торговой Организации или стать постоянными членами Совета Безопасности ООН, многие восприняли это с изрядной долей скепсиса.
С тех пор, как во всём мире, так и в Бразилии произошли стремительные изменения, и некоторые так называемые «истины» прошлого меркнут перед неопровержимостью фактов. Различия в темпах экономического роста развитых и развивающихся стран превратили последних в главных действующих лиц мировой экономики. Возросшие возможности взаимодействия развивающихся стран – в ВТО, МВФ и ООН, а также во вновь создаваемых коалициях, таких как БРИК -, заметно усиливает позиции и влияние этих государств, которые раньше находились как бы на втором плане.
Чем активнее взаимодействуют между собой развивающиеся страны, тем более прислушиваются к их голосу богатые страны. Недавний финансовый кризис наглядно доказал, что немногочисленная группа стран уже не может управлять миром.
Бразилия предприняла достаточно смелые действия, чтобы выступить в новой роли в новых исторических условиях. После семи с половиной лет пребывания у власти президента Лулы да Силвы восприятие нашей страны в мире стало другим.
Нельзя оспаривать то обстоятельство, что при обсуждении главных вопросов международной жизни, начиная с изменения климата, финансовых вопросов и заканчивая проблемами мира и безопасности, голоса Бразилии, а также ряда новых стран, звучат всё более весомо. Эти страны привносят новый подход к мировым проблемам и способствуют поддержанию международного равновесия.
В случае Бразилии эта перемена в мироощущении связана, в первую очередь, с изменениями в экономической, социальной и политической жизни страны.
Благодаря достижениям в самых различных областях, начиная с макроэкономической стабильности и восстановления социальной сферы, Бразилия стала более стабильной страной, где проявления несправедливости пошли на убыль. Благодаря личным качествам и непосредственному участию президента Лулы в решении международных вопросов участие Бразилии в обсуждении основных мировых вопросов стало более заметным.
Бразилия проводит всеохватывающую и активную внешнюю политику. Мы стремимся к созданию коалиций, выходящих за рамки альянсов и традиционных отношений, которые мы при этом стараемся расширять и развивать, как, например, оформление стратегических отношений с Европейским Союзом и Глобальный диалог с США.
Заметный рост нашего экспорта в промышленно развитые страны и создание механизмов диалога и согласования, таких как Союз Южноамериканских государств (UNASUR), большая «двадцатка» в рамках ВТО, Форум ИБАС (Индия, Бразилия и ЮАР), группа БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) являются наглядным свидетельством того внешнеполитического курса, который должна проводить страна, подобная Бразилии. Курса, свободного от узости взглядов и охватывающего все страны мира.
Основой этой новой внешней политики стало углубление южноамериканской интеграции. Одной из главных положительных черт Бразилии на международной арене являются её отношения дружбы и сотрудничества с соседними странами, прежде всего с Аргентиной. С самого первого дня правительство президента Лулы предприняло самые серьёзные усилия по интеграции Южной Америки посредством развития торговли, инфраструктуры и политического диалога.
Благодаря соглашению между Южноамериканским общим рынком (Mercosur) и Андским сообществом, стало возможным практическое создание зоны свободной торговли, охватывающей всю Южную Америку.
Интеграция на континенте идёт уверенным шагом, включая ту артерию, которая связывает Атлантический и Тихий океаны. Наши усилия по созданию южноамериканского сообщества привели к рождению новой организации: Союза Южноамериканских государств (UNASUR).
Благодаря успешно развивающимся интеграционным процессам в Южной Америке, Бразилии удалось внести свою лепту в создание механизмов диалога и взаимодействия со странами других регионов. Эти механизмы основывались на понимании того, что действительность современного мира уже не позволяет пренебрегать ролью развивающихся стран. Создание большой «двадцатки» (G-20) во время совещания министров экономики, финансов и иностранных дел стран ВТО в Канкуне в 2003 году показало зрелость стран Юга и окончательно изменило схему принятия решений в ходе торговых переговоров.
ИБАС явился выражением необходимости создания механизма согласования между тремя великими многонациональными демократиями, вобравшими в себя самые различные культуры. Им есть что рассказать миру об укреплении взаимной терпимости и гармонии между развитием и демократией.
Помимо согласования политических позиций и взаимодействия между тремя вышеупомянутыми странами, ИБАС стал примером для беднейших стран, убедительно показав, что взаимовыручка не является исключительным свойством богатых стран.
Мы также организуем проведение встреч высших руководителей южноамериканских стран с лидерами африканских и арабских государств. Несмотря на огромные расстояния, мы налаживаем политические связи с находящимися далеко от нас регионами. И это политическое сближение привело к заметным положительным результатам в экономических отношениях. За прошедшие семь лет товарооборот Бразилии с арабскими странами увеличился в четыре раза. Со странами Африки он вырос в пять раз и составил 26 миллиардов долларов, что превосходит объём торговли с такими нашими традиционными партнёрами как Германия и Япония.
Эти новые условия помогают изменить мир. В экономической области большая «двадцатка», пришедшая на смену большой «семёрке» в качестве главного форума, где обсуждаются направления развития производства и вопросы мировой финансовой сферы, является признанием того, что решениям в области мировой экономики, принимавшимся без участия развивающихся стран, не хватало легитимности и эффективности.
Также и в области международной безопасности, когда Бразилии и Турции удалось убедить Иран выполнить обязательства, содержавшиеся в Тегеранской декларации, стало очевидно, что для выработки решений по вопросам, которые до того времени находились в исключительной компетенции постоянных членов Совета Безопасности ООН, требуются новые подходы и формы действий. Несмотря на изначальное противодействие инициативе, родившейся вне закрытого клуба ядерных держав, мы выражаем уверенность в том, что намеченный там вектор диалога создаст основу для последующих переговоров и возможного решения вопроса.
Правильная внешняя политика требует благоразумия, но также и решительности. Она не может основываться на робости или комплексе неполноценности. Зачастую приходится слышать расхожую фразу о том, что каждая страна должна действовать в соответствии с ресурсами, которыми она располагает. Это почти прописная истина. Однако самая большая ошибка заключается в их недооценке.
В течение последних почти восьми лет Бразилия действовала решительно, как и другие развивающиеся страны, и благодаря этому изменила своё место в мире. Даже потенциальные критики рассматривают сегодня эти страны как международных игроков, которые принимают на себя всё большую ответственность и вносят всё более весомый вклад в принятие решений, затрагивающих судьбы всей планеты.
Сельсо Аморим – Министр иностранных дел Бразилии.