Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новая карта мира

Новый альянс на базе НАТО
Новый альянс на базе НАТО
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Правильная внешняя политика требует благоразумия, но также и решительности. Она не может основываться на робости или комплексе неполноценности. Зачастую приходится слышать расхожую фразу о том, что каждая страна должна действовать в соответствии с ресурсами, которыми она располагает. Это почти прописная истина. Однако самая большая ошибка заключается в их недооценке.

Семь лет тому назад, когда зашла речь о необходимости перемен в мировой экономической географии, о том, что Бразилии и другим странам следует играть более активную роль во Всемирной Торговой Организации или стать постоянными членами Совета Безопасности ООН, многие восприняли это с изрядной долей скепсиса.

С тех пор, как во всём мире, так и в Бразилии произошли стремительные изменения, и некоторые так называемые «истины» прошлого меркнут перед неопровержимостью фактов. Различия в темпах экономического роста развитых и развивающихся стран превратили последних в главных действующих лиц мировой экономики. Возросшие возможности взаимодействия развивающихся стран – в ВТО, МВФ и ООН, а также во вновь создаваемых коалициях, таких как БРИК -, заметно усиливает позиции и влияние этих государств, которые раньше находились как бы на втором плане.

Чем активнее взаимодействуют между собой развивающиеся страны, тем более прислушиваются к их голосу богатые страны. Недавний финансовый кризис наглядно доказал, что немногочисленная группа стран уже не может управлять миром.

Бразилия предприняла достаточно смелые действия, чтобы выступить в новой роли в новых исторических условиях. После семи с половиной лет пребывания у власти президента Лулы да Силвы восприятие нашей страны в мире стало другим.

Нельзя оспаривать то обстоятельство, что при обсуждении главных вопросов международной жизни, начиная с изменения климата, финансовых вопросов и заканчивая проблемами мира и безопасности,  голоса Бразилии, а также ряда новых стран, звучат всё более весомо. Эти страны привносят новый подход к мировым проблемам и способствуют поддержанию международного равновесия.

В случае Бразилии эта перемена в мироощущении связана, в первую очередь, с изменениями в экономической, социальной и политической жизни страны.

Благодаря достижениям в самых различных областях, начиная с макроэкономической стабильности и восстановления социальной сферы, Бразилия стала более стабильной страной, где проявления несправедливости пошли на убыль. Благодаря личным качествам и непосредственному участию президента Лулы в решении международных вопросов участие Бразилии в обсуждении основных мировых вопросов стало более заметным.

Бразилия проводит всеохватывающую и активную внешнюю политику. Мы стремимся к созданию коалиций, выходящих за рамки альянсов и традиционных отношений, которые мы при этом стараемся расширять и развивать, как, например, оформление стратегических отношений с Европейским Союзом и Глобальный диалог с США.

Заметный рост нашего экспорта в промышленно развитые страны и создание механизмов диалога и согласования, таких как Союз Южноамериканских государств (UNASUR), большая «двадцатка» в рамках ВТО, Форум ИБАС (Индия, Бразилия и ЮАР), группа БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) являются наглядным свидетельством того внешнеполитического курса, который должна проводить страна, подобная Бразилии.  Курса, свободного  от узости взглядов и охватывающего все страны мира.

Основой этой новой внешней политики стало углубление южноамериканской интеграции. Одной из главных положительных черт Бразилии на международной арене являются её отношения дружбы и сотрудничества с соседними странами, прежде всего с Аргентиной. С самого первого дня правительство президента Лулы предприняло самые серьёзные усилия по интеграции Южной Америки посредством развития торговли, инфраструктуры и политического диалога.

Благодаря соглашению между Южноамериканским общим рынком (Mercosur) и Андским сообществом, стало возможным практическое создание зоны свободной торговли,  охватывающей всю Южную Америку.
 
Интеграция на континенте идёт уверенным шагом, включая ту артерию, которая связывает Атлантический и Тихий океаны. Наши усилия по созданию южноамериканского сообщества привели к рождению новой организации: Союза Южноамериканских государств (UNASUR).

Благодаря успешно развивающимся интеграционным процессам в Южной Америке, Бразилии удалось внести свою лепту в создание механизмов диалога и взаимодействия со странами других регионов. Эти механизмы основывались на понимании того, что действительность современного мира уже не позволяет пренебрегать ролью развивающихся стран. Создание большой «двадцатки» (G-20) во время совещания министров экономики, финансов и иностранных дел стран ВТО в Канкуне в 2003 году показало зрелость стран Юга и окончательно изменило схему принятия решений в ходе торговых переговоров.

ИБАС явился выражением необходимости создания механизма согласования между тремя великими многонациональными демократиями, вобравшими в себя самые различные культуры. Им есть что рассказать миру об укреплении взаимной терпимости и гармонии между развитием и демократией.

Помимо согласования политических позиций и взаимодействия между тремя вышеупомянутыми странами, ИБАС стал примером для беднейших стран, убедительно показав, что взаимовыручка не является исключительным свойством богатых стран.

Мы также организуем проведение встреч высших руководителей южноамериканских стран с лидерами африканских и арабских государств. Несмотря на огромные расстояния, мы налаживаем политические связи с находящимися далеко от нас регионами. И это политическое сближение привело к заметным положительным результатам в экономических отношениях. За прошедшие семь лет товарооборот Бразилии с арабскими странами увеличился в четыре раза. Со странами Африки он вырос в пять раз и составил 26 миллиардов долларов, что превосходит объём торговли с такими нашими традиционными партнёрами как Германия и Япония.

Эти новые условия помогают изменить мир. В экономической области большая «двадцатка», пришедшая на смену большой «семёрке» в качестве главного форума, где обсуждаются направления развития производства и вопросы мировой финансовой сферы, является признанием того, что решениям в области мировой экономики, принимавшимся без участия развивающихся стран, не хватало легитимности и эффективности.

Также и в области международной безопасности, когда Бразилии и Турции удалось убедить Иран выполнить обязательства, содержавшиеся в Тегеранской декларации, стало очевидно, что для выработки решений по вопросам, которые до того времени находились в исключительной компетенции постоянных членов Совета Безопасности ООН, требуются новые подходы и формы действий. Несмотря на изначальное противодействие инициативе, родившейся вне закрытого клуба ядерных держав, мы выражаем уверенность в том, что намеченный там вектор диалога создаст основу для последующих переговоров и возможного решения вопроса.

Правильная внешняя политика требует благоразумия, но также и решительности. Она не может основываться на робости или комплексе неполноценности. Зачастую приходится слышать расхожую фразу о том, что каждая страна должна действовать в соответствии с ресурсами, которыми она располагает. Это почти прописная истина. Однако самая большая ошибка заключается в их недооценке.

В течение последних почти восьми лет Бразилия действовала решительно, как и другие развивающиеся страны, и благодаря этому изменила своё место в мире. Даже потенциальные критики рассматривают сегодня эти страны как международных игроков, которые принимают на себя всё большую ответственность и вносят всё более весомый вклад в принятие решений, затрагивающих судьбы всей планеты.

Сельсо Аморим – Министр иностранных дел Бразилии.