10 апреля 7:00 - у нас в руках план полета Ту-154М. В этот момент самолет уже должен находиться в воздухе, но сначала я спрошу: что такое план полета?
ДАРИУШ ШПИНЕТА, авиашкола Ad Astra: План полета - это телеграмма, которую должно передать каждое воздушное судно, чтобы оно могло выполнять полет в контролируемом пространстве.
А без плана?
ДАРИУШ ШПИНЕТА: Без плана нельзя осуществлять полет.
Как выглядит план полета в данном случае?
ДАРИУШ ШПИНЕТА: Этот план полета, в который потом внесли изменения, был выслан 9 апреля в 11:47 и содержит сведения о полете под обозначением PLF 101. Согласно предписаниям по осуществлению полетов, согласно инструкции, это был военный рейс.
Military - военный. Здесь буква М.
ДАРИУШ ШПИНЕТА: Согласно документу, самолет должен вылететь из Варшавы в 5 часов по Гринвичу или в 7 часов по местному времени. И на момент вылета видим скорость полета - 400 узлов, то есть 700 км/ч. Это уровень полета - 270, то есть 27 тыс. футов или около 8 тыс. метров над уровнем моря.
И дальше - маршрут. Вылететь самолет должен из аэропорта Окенце в направлении пункта Бамсо, который является точкой выхода из полосы сближения Окенца. Дальше судно должно выйти на воздушный путь Z182 до пункта... Здесь неточность в плане полета. Написано: пункт AKSIL, - а на самом деле он называется ASKIL. То есть переставлены две буквы.
Что это может означать для такого плана?
ДАРИУШ ШПИНЕТА: Компьютер не принимает, не исправляет буквенные обозначения, поэтому плану могут дать отказ, если неверное написание.
То есть этот план полета мог быть не принят?
ДАРИУШ ШПИНЕТА: Это следовало бы проверить. В таких случаях план не принимают и об этом сообщается тому, кто его составлял, или система должна уведомить, что план не был задействован и является отложенным по какой-либо причине.
Взглянем еще раз на этот план. На нем другие данные, верно?
ДАРИУШ ШПИНЕТА: Из него вытекает, что самолет отправляется на аэродром с обозначением четырех букв Z. Это говорит о том, что аэродром не входит в международную классификацию воздушных портов. Аэродром не был оборудован, на нем нельзя было определить погоду. В таком случае должны быть вписаны еще два запасных аэродрома. И в этом плане полета они указаны: Витебск и Минск.
В дополнительной информации мы находим: в графе «оператор» указаны ВВС Польши, статус полета - head, то есть летит президент, премьер-министр или маршал, и дата этого рейса - 10 апреля 2010 года.
Перевод выполнен ИноТВ.