Визит в Россию министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга, подготовка к президентским выборам в Белоруссии, отголоски визита губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и новая роль России и Турции в вопросах ближневосточной безопасности – вот основные темы сегодняшнего обзора.
Визит в Россию министра иностранных дел Великобритании Уильяма Хейга. Этот дипломатический шаг призван, как надеются в Москве и Лондоне, улучшить непростые отношения двух стран.
Однако называть визит Хейга «перезагрузкой» было бы преувеличением: глава британского внешнеполитического ведомства заявляет, что позиция Лондона по убийству Литвиненко остается неизменной и настаивает на выдаче обвиняемого в убийстве Андрея Лугового британскому суду, пишет газета The Guardian. Не готова Британия и снять с России карательные меры, наложенные в 2007-м году тогдашним министром иностранных дел Дэвидом Милибэндом: было прекращено всякое сотрудничество с Федеральной службой безопасности и наложены визовые ограничения на посещение Лондона кремлевскими чиновниками. Тем не менее, Россия не жалуется, мало того, был сделан намек, что ее обрадовал уход Гордона Брауна.
Корреспондент газеты The Financial Times отмечает, что на встрече с президентом Медведевым Хейг выразил беспокойство относительно культуры коррупции и безнаказанности, омрачающей российский инвестиционный климат, а также относительно ситуации с правами человека. Но издание сетует, что он не упомянул напрямую вступающий на этой неделе в финальную стадию политически окрашенный суд над лишенным свободы бывшим нефтяным магнатом Ходорковским и прошлогоднюю смерть в тюрьме боровшегося с коррупцией юриста Сергея Магнитского. При этом, подчеркивает газета, Британия остается крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций в Россию, и лишь немногие из бизнесменов считают, что из-за долгой конфронтации, вызванной убийством Литвиненко, экономические отношения между странами могут ухудшиться.
Накануне президентских выборов в Белоруссии агентство новостей AFN приводит высказывания главы администрации президента России Сергея Нарышкина, прозвучавшие на встрече с представителями белорусских СМИ, о том, что Москва не собирается воплощать какие-либо силовые сценарии ради смены президента в Белоруссии. Кремль не готов сделать ставку на каких-то конкретных персоналий их оппозиционных политиков, но возможность контактов с ними не исключает – главное, чтобы в действиях будущего руководства «возобладал курс на взаимодействие с Россией, укрепление дружественных отношений, восстановление атмосферы доверия». Мало того Нарышкин призвал белорусский электорат голосовать за Лукашенко пятилетней давности: он мог бы стать лучшей кандидатурой на выборах 19 декабря 2010 года, поскольку не исключается все же возможность личной встречи Медведева и Лукашенко «в тех многосторонних формах, в которых участвуют Россия и Белоруссия: ОДКБ, ЕврАзЭС, СНГ».
На белорусском сайте Arche появилась стенограмма выступления главы Консервативно-христианской партии БНФ Зенона Позняка перед белорусскими оппозиционными движениями. Политик заявил, что все соревнующихся в предвыборной кампании, выполняют роль коллективного спарринг-партнера Лукашенко; они идут кандидатами на выборы и знают, что в принципе не победят, прекрасно понимая, что такое фальсифицированная машина режимного голосования». Позняк обращает внимание на «кремлёвский спектаклем трех актеров», имея в виду взаимную словесную тяжбу Лукашенко и российского руководства: «Дозировано пугают Лукашенко. Но не на смерть (хотя информация «на смерть» у Москвы есть), а так, чтобы боялся и чтобы провел выборы, сделал себя президентом, которому страшно. Москва думает таким образом загнать своего сатрапа в угол и заставить отдать всё, что потребуют».
Кандидат на пост президента Белоруссии Андрей Санников придерживается иной точки зрения: «Репортажи о «крестном батьке» помогут противникам Лукашенко победить на выборах». Об этом он заявил в интервью Русской службе Radio France Internationale: «наконец-то прозвучала оценка Лукашенко как ненадежного партнера. И то, что мы слышим сегодня от российских телеканалов и из других источников, - звучит та правда, о которой все время говорила оппозиция. Это реальная помощь, потому что до сих пор нам не удавалось продвинуть дело международного расследования о случаях исчезновений, политических убийствах в Беларуси, в частности потому, что Россия блокировала в международных организациях этот вопрос».
Навеянный приездом калифорнийского губернатора Арнольда Шварценеггера в Москву, на страницах одной из самых авторитетных газет Испании El Mundo появился материал Даниэля Утрильи, который пишет о состоянии науки в России, всегда славившейся своими умами, но до сих пор не наладившей коммерческое использование своих достижений. Наконец-то для претворения в жизнь своего масштабного плана, руководство России намеревается создать течение, обратное утечке мозгов, и привлечь в Сколково иностранных ученых и предпринимателей. Некогда близорукая и наивная, советская наука эксплуатировала талантливых ученых ради одной цели: доказать с помощью пробирок, ракет и уравнений третьей степени превосходство социализма над капитализмом. Журналист вспоминает слова писателя Габриэля Гарсия Маркеса, посетившего Россию, о том, что «советские рабочие были убеждены, что они изобрели множество вещей, которые уже долгие годы являются предметами повседневного пользования на Западе», как яркую иллюстрацию технического состояния российской научной базы. И теперь, в современном глобализованном мире, насквозь прошитом компьютерными сетями, «когда танки Красной Армии уже не тянут за собой телегу советской науки, дискуссия по вопросу Сколково сводится к вопросу копирования или создания новых технологий».
Журналист Дмитрий Сидоров в своем блоге на сайте журнала Forbes не оставил без внимания то, как Шварценеггер чего только ни делал, чтобы произвести хорошее впечатление на принимающую сторону - даже согласился прокатиться с президентом Медведевым на выпускавшемся для советской верхушки автомобиле «Чайка», модель которого коммунисты «позаимствовали» у Packard Caribbean 1953 года. Возможно, что Медведев таким образом намекал Шварценеггеру, что Кремль намерен перестать красть технологии у США – особенно после того, как российский президент, посетив в этом году Калифорнию, получил в подарок iPhone, комментирует автор. Что касается Сколково, то Сидоров разделяет видение лауреата Нобелевской премии 2010 года Андрея Гейма о том, что в России более чем достаточно наукоградов, и не имеет смысла строить новый вместо того, чтобы должным образом финансировать имеющиеся. Правда, существует опасность, что часть выделенных на строительство фондов, скорее всего, разворуют - в России это прекрасно умеют делать, пишет журналист.
«Турция будет стремиться к консенсусу НАТО по поводу ПРО» - с таким заголовком вышла статья в турецкой газете Today's Zaman. Ссылаясь на источники во внешнеполитическом ведомстве, авторы материала пишут, что Анкара одобрит план Североатлантического альянса по созданию системы противоракетной обороны в Европе лишь в том случае, если будет убеждена, что «существует конкретная угроза всем членам НАТО или же, как минимум, все члены НАТО ощущают какую-то угрозу». США, ставшие инициатором создания и развертывания мощных базирующихся на земле и на море ракет-перехватчиков и ряда радиолокационных станций в Европе и Ближнем Востоке, осознают, что на решение разместить у себя зенитные ракеты турецким чиновникам потребуется много времени, учитывая самостоятельные политические интересы и расчеты Турции в ближневосточном регионе.
Не секрет, что Москва рассматривает подобные планы НАТО как нарушение стратегического баланса между российскими и западными ядерными силами. И в пику усилиям американцев пытается расширить свое влияние на Ближнем Востоке. Турция, от которой США тоже вполне ожидает непредвиденные ходы, похоже, принимает условия России.
Известный канадский журналист Эрик Уолберг анализирует отношения в треугольнике США-Турция-Россия в Интернет-издании Online Journal и пишет, что Вашингтон сталкивается с усиливающейся Турцией - наследницей Османов, которая активно налаживает стратегическое партнерство с Россией, вводя безвизовый режим и приступая к реализации амбициозных планов в сфере торговли и инвестиций. «Это парадоксально и восхитительно, что американские и израильские вторжения на Ближнем Востоке не запугали подвергшиеся нападению страны. Наоборот, это подвинуло их к тому, чтобы действовать вместе, создало основу для формирования новой расстановки сил с участием России, Турции, Сирии и Ирана», - отмечает автор. При этом нет никакой магической руки, направляющей Турцию и Россию по пути создания основ новой политической формации: просто пока американские и израильские стратеги корпят над своими безумными планами вторжения в Иран, российские и турецкие руководители думают о развитии торговли и экономики на Ближнем Востоке. Кроме того, Россия, подобно своей союзнице Турции, занимает позицию посредника в решении самых острых геополитических проблем, в частности Палестины и Ирана.