Вернется ли Россия в Афганистан? – главный вопрос нового витка «перезагрузки» Москвы и Запада. Благостного оптимизма чиновников НАТО по поводу «сговорчивости» России не придерживаются отдельные наблюдатели и представители прессы, недоумевающие, как можно серьезно лелеять мысль о том, что русские станут добровольно наступать на те же грабли.
Старший редактор журнала National Interest Николас Гвоздев – как раз из тех, кто надеется на дальнейшее потепление в отношениях Америки с Россией, полагая, что есть все веские основания для этого. Первоначально скептически относившись к хваленому механизму сближения и считая, что «багаж» во взаимоотношениях исключает любые «внезапные и быстрые преобразования», он понял: картина все же выглядит иначе - и Обама, и Медведев наращивают фундамент и осознанно принимают такие решения, которые помогают отложить кажущиеся неразрешимыми проблемы. Однако он трезво не форсирует события: перезагрузка расцвела, но пока не ясно, переживут ли ее распустившиеся бутоны новые и внезапные заморозки, ведь достижения последних шести месяцев - а это подписание нового договора СНВ, успех саммита в Вашингтоне, а также новый консенсус президентов по Ирану – не являются необратимыми. К тому же изменение в балансе политических сил на Украине легко может вызвать новые распри в Киеве.
«Внутренняя и внешняя политика России может не нравиться, но это не повод и не основание думать, что Кремль сошел с ума и решил непосредственно участвовать в афганской войне», - пишет португальский журналист Жозе Мильязеш в блоге на сайте газеты Publico. Последствия такого шага Москвы автор видит не радужными: «русский народ, такой спокойный до сих пор, потеряет терпение». Более того, если первая авантюра в этой азиатской стране означала конец Советского Союза, то из-за второй распадется Россия, предсказывает он. В качестве яркой иллюстрации весомости подобной точки зрения Мильязеш приводит слова представителя России в НАТО Дмитрия Рогозина, который заявил, что может быть, кто-то хотел бы, чтобы Россия отправила «пушечное мясо» в Афганистан, но они должны умерить свои аппетиты: «Мы уже были в Афганистане, и нам там не понравилось».
В некоторых СМИ появляются предостережения относительно активного вмешательства России в «афганскую войну». В частности, в гонконгском издании Asia Times мы находим мнение, что, поскольку Талибан будет пристально следить за тем, в какой форме проявляется российское участие в войне, это может иметь серьезные последствия для будущего сотрудничества талибов с группировками боевиков из Центральной Азии. Талибы мирятся с тем, что Россия предоставляет НАТО воздушные и наземные пути снабжения в рамках договоренностей о транзите. Однако терпение у них может лопнуть, особенно если начинающиеся мирные переговоры не получат продолжения, и Талибан сделает акцент на вооруженном сопротивлении. Помимо того региональные державы, в частности, Китай, Узбекистан и Таджикистан будут пристально следить за тем, как Россия объединяет усилия с НАТО, действуя в двустороннем порядке в обход Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). По сути дела, заключает автор статьи, многосторонняя коллективная безопасность в Центральной Азии входит в опасный штопор.
По-иному смотрит на улучшения в области геополитических договоренностей двух бывших идеологических антагонистов канадское издание Ottawa Citizen. В редакционной статье высказывается мысль, что альянс стал бы стабилизирующим фактором во все более нестабильном и раздробленном мире. Автор пишет, что стороны преследуют разные цели: примирительный тон Медведева вполне может отражать необходимость России завести друзей на западном фланге, более того Москва получит доступ к западным военным технологиям и оборонным системам НАТО, в то время как НАТО получит влияние в России. Другими словами, для Запада в этой ситуации есть и риски, и преимущества. Тем не менее, журналист рекомендует членам НАТО, включая Канаду, быть настороже: нужно потанцевать с медведем, но вот объятий лучше поостеречься.
На возникшие разногласия среди американского истеблишмента относительно измененного договора по СНВ некоторые политики отреагировали весьма эмоционально. Так, новый друг России республиканский губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер резко высказался по адресу тех, кто борется против ратификации договора: «Кое-кто в Америке пытается играть мускулами и прикидываться очень смелым, говоря: «Нам нужно сохранить это ядерное оружие. Это совсем не круто, это очень глупо. Такое может сказать только идиот», - заявил Шварценнегер. Кого же именно бывший культурист, ставший сначала киноактером, а потом политиком, называет смелыми идиотами – разъясняет журнал Foreign Policy. Открыто против договора о СНВ в Комитете Сената по международным отношениям выступали четыре сенатора - республиканца Джон Баррассо, Джеймс Риш, Роджер Уикер и Джеймс Инхоуф, а также Джим Деминт - сенатор от Южной Каролины. Деминт вообще последовательно скептически относится к попыткам США «перезагрузить» отношения с Россией, которую он продолжает временами путать с Советским Союзом.
Деловое британское Интернет-издание Business New Europe пишет о «корпоративной Ostpolitik», которую проводит Европа в адрес восточного соседа. Журналист Бен Арис констатирует, что Запад готовится повернуться лицом к России. Если на протяжении последнего десятилетия европейские политики смотрели на Россию свысока и критиковали ее за несоблюдение демократических норм, прав человека и правил корпоративного управления – только Германия была исключением среди европейских государств с их тщеславием и зазнайством - то сейчас лидеры ЕС кинулись в Москву, чтобы завести полезные связи на этом самом крупном в Европе потребительском рынке. Москва больше чем любой другой город в Европе ждет прихода в ближайшие пять лет новых европейских компаний и инвестирования средств. К тому же французы умеют флиртовать, а немцы умеют работать – и это по-настоящему нравится русским, добавляет автора.
Сближение России с Европой в области политики могло бы и разрядить конфликт с Грузией по поводу Южной Осетии, находящийся в стадии ледникового периода – передает слова грузинских дипломатов австрийская газета Der Standard. Министр иностранных дел Григол Вашадзе в беседе с корреспондентом издания отметил, что Тбилиси в любом случае будет «решительным образом» развивать сотрудничество с НАТО и пытаться стать членом этой организации, то же самое относится и к Евросоюзу. Логично предположить, что с партнером этих международных структур – Москвой – тоже придется наводить мосты.
Средства массовой информации Грузии обсуждают, действительно ли иностранные лидеры избегают встречаться с президентом Саакашвили. Изданию The Messenger пресс-конференция секретаря президента Саакашвили, посвященная вопросу о его встречах с лидерами других государств, показалась неслучайной: таким образом нужно было опровергнуть слухи о том, что иностранные лидеры целенаправленно избегают встречаться с главой Грузии. Редакция напоминает, что слухи об игнорировании высокопоставленного тбилисского чиновника начали распространяться вскоре после событий 8 августа 2008 года. Разумеется, он считается персоной нон грата в России, но, кроме того, когда европейская комиссия по расследованию заявила, что первой ракетные обстрелы начала грузинская сторона, стрелявшая по Цхинвали, грузинская оппозиция начала распространять информацию о том, что западные лидеры стараются не встречаться с Саакашвили, что может означать одно: Запад не желает видеть его в рядах руководства Грузии после 2013 года.
Кристиан Эш из Berliner Zeitung разбирается в природе виртуальной жизни политиков - их присутствия в Сети. Он отмечает словоохотливость и даже болтливость российских политиков, когда они высказываются в Интернете – что совсем не свойственно, например, их немецким коллегам. Что побуждает их к этому: ведь тот, кто хочет воздействовать на избирателей, может вместо этого поручить своему пресс-секретарю разместить в Интернете ободряющие заявления, как это делает, к примеру, Барак Обама? Тот, кто действительно хочет общаться с друзьями, может найти более укромные платформы. «Щебетанье в Кремле» - вот главный стимул: сам Медведев заманивает высокопоставленных руководителей в Интернет или даже загоняет их туда, уверен журналист. Всем известна склонность российского президента к сотовым телефонам iPhone, а также к цифровой модернизации, и это отличает его от прохладно относящегося к Интернету Путина.
Лозунг «прав человека» стал высокоэффективным оружием направленного действия пропагандистской машины – таков взгляд мексиканского публициста Альфредо Халифе-Раме на правозащитную политику США: такое оружие сдерживания дало в руки США сильнейшие рычаги для давления на Китай и дестабилизации СССР, и уж тем более в отношении более уязвимых странах среднего калибра, которых захлестнуло волной «цветных революций». «Сегодня имеются 483 832 дополнительные причины, чтобы перестать верить в разговоры о «правах человека», которые ведут страны-агрессоры: США и Англия», пишет Халифе-Раме в электронной версии ведущей мексиканской газеты La Jornada, ссылаясь на интернет-портал Wikileaks, выложивший в свободном доступе в Сети «секретные» документы о войне в Афганистане и шокирующие материалы о войне в Ираке, повествующие о немотивированных убийствах и жестоких пытках гражданских лиц.
Если смотреть на работу Ассанжа, основателя Wikileaks, с позиций абстракции, то его поступки могут показаться невыразимо радикальными и даже безумными. Но на самом деле, это просто попытка оказать легкое противодействие сложившемуся положению вещей, при котором государственные власти (включая государственную власть России) обладают практически неограниченными возможностями скрывать свои неблаговидные действия от глаз общественности. Так комментирует разоблачения мирового масштаба обозреватель ИноСМИ Марк Адоманис. А проблема терроризма – не что иное, как идеальное оправдание для безжалостного засекречивания и сокрытия той информации, которая, как правило, должна быть в свободном доступе. В завершении Адоманис советует России отнестись к раскрытию данных на Wikileaks серьезно: государства лгут, жульничают и воруют, а Wikileaks лучше любой другой современной организации может рассказать об этих основополагающих и важных истинах.