Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Потише об этом Толстом

Лев Толстой как зеркало современного бизнеса picture
Лев Толстой как зеркало современного бизнеса picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россияне обожают громко и торжественно отмечать свои великие годовщины. В субботу минет ровно век со дня, когда 82-летний граф Лев Толстой умер на железнодорожной станции Астапово.

Россияне обожают громко и торжественно отмечать свои великие годовщины. Когда 11 лет назад был двухсотый день рождения Александра Пушкина, "наше все", как называют тут великого поэта, был везде: на экранах, симпозиумах, полках книжных магазинов, прогибающихся от свежих переизданий полных собраний сочинений, почтовых марках и спичечных коробках. Одним словом – открываешь холодильник, а там тоже Александр Сергеевич. 

В субботу минет ровно век со дня, когда 82-летний граф Лев Толстой умер на железнодорожной станции Астапово. Он добрался туда с пятьюдесятью рублями в кармане, оставив семейное гнездо идиллической Ясной Поляны, чтобы в странствиях по миру искать правды о человеке. 

Россия не заметила этой круглой даты если не самого великого, то одного из трех величайших русских писателей. На экранах появится только один фильм, и то американский, посвященный семейным конфликтам в доме Льва Николаевича в последние годы его жизни – такая мыльная опера в, скорее, бразильском духе. Будет научное заседание на станции Астапово, где власти до недавнего времени хотели разобрать здание, в котором умер автор "Войны и мира", и удержали их от этого лишь протесты литераторов и историков. В некоторых газетах появляются еще дежурные тексты о Толстом. И это все: никаких марок, спичек и банкетов.
 
Западных публицистов удивляет тишина вокруг этой годовщины, они объясняют ее просто, а при этом неверно. Замалчивание столетия со дня смерти писателя – это, по их мнению, дело рук русской Православной церкви, которая в феврале 1901 года, как они пишут, предала Толстого анафеме и по сей день не хочет ее с него снять. В действительности он не был формально предан анафеме, а только по решению Синода был исключен из лона Православной церкви.
 
И так останется. Несколько лет назад патриарх московский и всея Руси Алексий II заявил, что писателя можно было бы вернуть в лоно церкви только в том случае, если бы он сам изменил свое отношение к ее учению. А ведь граф Толстой уже сто лет по объективным причинам ничего изменить не может. Свой подход к догматам он выразил тогда, когда в ответ на решение Синода в 1901 году, в частности, писал: "То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. То, что я отвергаю непонятную троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, то это тоже совершенно справедливо".

Позицию патриарха и Церкви понять можно. Хотя… в православных соборах в последнее время появляются иконы со Сталиным. А ведь ничего неизвестно том, чтобы Иосиф Вассарионович (как наверняка хотели бы иерархи) посмертно "изменил свое отношение" к сносу тысяч святынь и расправе над десятками тысяч расстрелянных по его приказу священников.

Нынешняя официальная тишина над одинокой могилой в Ясной Поляне – это не только результат того, что государство не хочет раздражать Церковь, чтя взбунтовавшегося против нее человека.
Как утверждает Павел Басинский, автор книги "Лев Толстой: бегство из рая", современной России нечего почерпнуть из богатого наследия гениального писателя – полезным для  государства мог бы быть только патриотизм героев "Войны и мира".

А что касается остального – Толстой неудобен. Он таким был и таким остался, - говорит Басинский в интервью "Новой газете".

Конечно, можно ли предложить молодым солдатам, которых отправляют в Чечню, хотя бы "Хаджи-Мурата"? Книгу, изобличающую ложь о войне на Кавказе, - ту же самую ложь в наши дни, что и полтора века назад, когда там служил Толстой. Или советовать молодым патриотам из прокремлевской организации "Наши", устраивающим охоту на инакомыслящих, прочитать произведения, в которых Толстой осуждает патриотизм, сам институт государства, доказывает, что все люди – братья.

Такое как тут говорят "вегетарианство" в России ненужно, возможно, даже опасно.
Как сказано в статье "Второе отлучение Толстого", опубликованной в "Независимой газете", сегодня великий писатель легко "мог бы заработать уголовную статью за «экстремизм» и «разжигание»". Ревностные прокуроры, несомненно, могли бы легко посадить его за "Хаджи-Мурата" или за ответ на решение Синода от 1901 года. А если бы они приложили немного усилий, то могли бы накинуть еще немного за "порнографию" в "Крейцеровой сонате".

Что же, подождем до 2028 года, на который придется двухсотая годовщина со дня рождения Толстого. Может быть, до того времени, Россия станет достаточно толерантной и экуменистической, чтобы оценить великого писателя по достоинству и не замалчивать его юбилей. Хватит ли на это 18 лет? Посмотрим.