В Вашингтоне считают, что «перезагрузка», равно как и ее главный результат - новый договор о сокращении ядерных вооружений СНВ - стала частью кампании по укреплению репутации Медведева в рамках российской системы. Но при этом американский вице-премьер Джозеф Байден признает, что никто в Белом доме, считая и его самого, не знает, что происходит внутри Кремля, между Медведевым и Путиным. Об этом пишет журнал Foreign Policy. Однако, как замечает журналист Джош Роджин в своей статье, специалисты по России не очень уверены, что принятие нового соглашения о СНВ укрепит положение Медведева относительно Путина. Мало того, говорят они, в Вашингтоне чрезмерно серьезно воспринимают идею о расколе в тандеме. И не советуют администрации Обамы пытаться участвовать в «мутных внутриполитических играх России»: «Пытаться поссорить Медведева с Путиным - это опасно».
Американский политик и публицист Патрик Бьюкенен, подобно многим другим военным и экспертам по обороне, советует сенаторам-республиканцам, прежде чем те проголосуют против заключенного Обамой договора о сокращении стратегических вооружений, хорошо и долго подумать о последствиях такого шага. Может быть развязана новая холодная война. На страницах журнала The American Conservative автор обращает внимание на тот факт, что в рядах российской элиты существует вполне понятное недоверие к намерениям прежней соперницы-сверхдержавы. Если республиканцы в Сенате уничтожат новый СНВ, в антиамериканских кругах в Москве возникнет полная уверенность в том, что Вашингтон не заинтересован в ядерном паритете, а стремимся к стратегическому превосходству. И таким образом будут морально разоружены и обескуражены те россияне, которые выступают за совместное будущее с Западом. А премьер Путин, предсказывает вариант развития событий автор, в ответ станет нагнетать российский национализм и возвратиться к политике сотрудничества с врагами Америки. Неужели Республиканская партия хочет нести за это ответственность, спрашивает Бьюкенен.
Азиатские страны могут успокоиться: «НАТО благоразумно отказалась от попыток увеличить свою роль в системе мировой безопасности», пишет старший редактор World Politics Review Ричард Вайц в японском аналитическом издании The Diplomat. Лидерам ряда азиатских стран - в особенности, России и Китая - не нравились попытки НАТО добиться серьезного присутствия на их заднем дворе. Как однажды заметил представитель Москвы при НАТО Дмитрий Рогозин, «Россию, конечно, не может устроить превращение НАТО в мирового жандарма, нечто вроде оруэлловского Большого Брата». Решения, принятые на саммите в Лиссабоне, по мнению автора, должны отчасти развеять эти опасения: хотя формально принятые декларации и концепции отражают глобальную перспективу, они все же подразумевают, что деятельность альянса за пределами Европы и Афганистана в основном ограничится диалогом. Что вполне разумно, полагает Вайц: для альянса намного лучше будет сфокусироваться на афганском конфликте, чем пытаться решать бесчисленные глобальные проблемы.
На саммите НАТО действительно были предложены превосходные планы по поддержанию безопасности в мире. Но есть одна немаловажная проблема: эта блестящая политика должна пройти тест реальностью. Так считает бывший посол США в НАТО Курт Волкер, на страницах американской газеты Christian Science Monitor указывающий на то, что членам НАТО потребуются значительные усилия и большие политические, военные, гражданские и финансовые вложения. И тут есть камень преткновения: несмотря на писанные на бумаге слова, на практике страны НАТО резко сокращают военный бюджет и стремятся всячески ограничить свои финансовые обязательства. Слово за объективной действительностью.
Итальянское аналитическое издание L'occidentale пишет, что в сближении НАТО с Россией - огромная заслуга главы итальянского правительства Сильвио Берлускони. В конце последнего саммита НАТО в Лиссабоне российский президент Дмитрий Медведев отметил «конструктивный и дружеский вклад» итальянского премьера в улучшение отношений между Россией и НАТО. Приветствия, признательность, улыбки и похлопывания по плечу. Но способствовал ли он реальной интеграции России в западную систему безопасности? Дать уверенный ответ на это вопрос пока трудно. Однако, по мнению издания, два момента неоспоримы: результат процесса сближения между Западом и Россией во многом будет зависеть от развития внутреннего политического сценария в Российской Федерации. В борьбе за власть, которая вскоре развернется между Путиным и Медведевым, решится будущее нации, неуверенно и медленно продвигающейся по пути к демократии.
Сам Берлускони в эфире итальянского телеканала SKY TG24 не преминул напомнить, как он «помирил Россию и НАТО». После того, как власть в США сменилась, он постарался начать процесс сближения как с Обамой, так и с президентом Медведевым. По его словам, именно он стал инициатором пересмотра договора о СНВ: «Когда я был хозяином саммита «Большой восьмерки» в Италии, то шутливо спросил про новое соглашение СНВ 2. Обама был с визитом в Москве. Позже в Италии он пришел ко мне с листом бумаги, на котором был написан договор, подписанный лидерами стран».
В материале корреспондента информагентства Bloomberg приводится мнение российского министра энергетики Сергея Шматко о том, что в политике Европейского Союза «слишком много» диверсификации источников поставок энергоносителей. Действительно, Евросоюз, покрывающий почти четверть своих потребностей в природном газе за счет поставок расположенного в Москве ОАО «Газпром», ведет поиск дополнительных источников, так как с 2006 года споры между Россией и ее соседями стали причиной перебоев в поставках топлива в Европу. В Москве понимают, что это справедливый подход со стороны Евросоюза, направленный на минимизацию внешних рисков. Однако Россия пытается убедить Запад, что любая диверсификация означает дополнительные расходы, в то время как Москва способна обеспечить «хорошие и экономически оправданные» поставки».
Известный журналист Стив Левайн, оценивая ситуацию, сложившуюся на газовом рынке, полагает, что «трансконтинентальная мечта Европы о трубе» - несбыточная: неразбериха с трубопроводом Nabucco среди европейцев весьма велика. Цель этого давно задуманного, но пока еще находящегося на стадии донкихотства проекта состоит в том, чтобы соединить трубой газовые месторождения Центральной Азии и Европу. «На сегодня это в основном навязчивая идея Америки. И европейцы также страдают от этой мании, хотя и отрицают сей факт», - замечает автор в статье на сайте журнала о международной политике Foreign Policy. Туркмены, должные поставлять газ по этой трубе, свои обязательства не выполняют. И одна из причин заключается в том, что они ужасно боятся возможной реакции русских. «Можно лишь догадываться, что за мысли ворочаются в их головах по этому поводу, но в общем это реально ощутимый страх», - пишет автор.
Армянская пресса обеспокоена сообщениями о том, что нефтяная компания Азербайджана собирается взять под свой контроль газопровод, который проходит по территории Грузии и через который газ поступает из России в Армению. Издание «Айоц ашхар»отмечает, что компания якобы уже обратилась к Грузии, заявляя, что хочет участвовать в конкурсе по приватизации газопровода. В случае контроля Азербайджаном газопровода регулярное газоснабжение Армении станет под угрозой.
«Москва - адский город, в котором сможет выжить далеко не каждый». Так начинается рассказ репортера Михала Кацевича для польской версии журнала Newsweek об одном американском менеджере, сбежавшем из российской столицы, едва прожив там полгода. Летом Москва - это удушающий смог, заволакивающий город на недели, а зимой -падающие с крыш сосульки двухметровой длины, преступность, заметная на каждом шагу, коррумпированная милиция, попрошайки, карманники, километровые пробки, наплыв трудовых мигрантов, давка в метро: «одним словом – ад». Такие впечатления у иностранца от города. Унылые спальные районы делятся на превращающиеся в трущобы, построенные еще в 1970-1980-е годы, и ненамного более красивые новые бетонные джунгли 20-этажных муравейников. «Как все минусы, так и плюсы Москвы проистекают из ее постоянно растущих размеров, отсутствия законов и динамизма жизни, невиданного даже в крупных западных мегаполисах. Для людей с Запада жизнь в этом городе – кошмар», - ставит диагноз автор.
Британская газета The Sunday Times сообщает о новых подробностях в деле Литвиненко: обнаружены документы о полонии, указывающие на причастность Москвы к его убийству. Скотленд-Ярд в данный момент расследует информацию о том, что российские спецслужбы получили партию полония за девять недель до того, как в Лондоне бывший агент КГБ Александр Литвиненко умер от отравления радиоактивным веществом, выпив чашку чая. Между тем независимые эксперты в России настроены скептично, а ФСБ назвала документы «дурно разыгранной фальсификацией». Да и британские специалисты утверждают, что это «маловероятно», что указанный в документах институт мог быть источником происхождения полония.
В интервью французскому изданию Figaro президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что намеревается предложить России возобновить диалог. «У нас нет никакого желания выступать с оружием в руках против захватчика», - аргументирует Саакашвили, добавляя, что Грузия не должна походить на Афганистан или Чечню. По его заверениям, Тбилиси готовы проявлять стратегическое терпение, чтобы окончательно «освободить территории», но при этом примириться с Россией. Дилемму решить непросто: «прогнать русских» - значит остаться врагами еще на пятьдесят лет. Но пойти на изменение границ Саакашвили тоже отказывается.