Господин президент Медведев! Вчера Верховный суд вашей страны, уже самая высшая судебная инстанция в России, постановил, что решение Главной военной прокуратуры о засекречивании решения о закрытии катынского следствия должно остаться государственной тайной. А это ставит Вас лично в неудобное положение.
Ведь Вы, например, в интервью газете «Известия» 7 июля 2011 года (в действительности 7 мая – прим. пер.), более чем обещали, что катынские документы будут открыты. Вы говорили, что российские власти просто обязаны «снять гриф секретности». Вы кандидат юридических наук, и вы не видите, по крайней мере, не видели восемь месяцев назад, правовых препятствий для снятия секретности с документов, касающихся преступления 70-летней давности. Тех, которые Вы сами тогда назвали «мрачной страницей истории».
Сейчас Верховный суд говорит нечто иное. Суд защищает палачей из НКВД и работавших на них стукачей. Что за нонсенс? Вы думаете, мы не знаем этих фамилий? Знаем. Они есть в тех документах катынского следствия, которые уже давно опубликованы. Они есть хотя бы в показаниях Дмитрия Токарева, бывшего в 1940 году начальником НКВД по Калининской области, который детально описал, кто и как убивал польских заключенных в этом городе. Эти показания можно прочитать на русском языке, потому что в вашей стране они тоже опубликованы.
Катынская тайна должна и дальше портить отношения между нашими странами и имидж России в глазах мира? Кому это нужно? Может быть, политическим безумцам, для которых страна, которой Вы управляете, остается той самой сталинской империей с ГУЛАГом и террором?
Вы любите подчеркивать, что суды в России независимы, так что бессмысленно говорить, что Вы должны повлиять на Верховный суд, чтобы он изменил свое решение.
Но у Вас в руках есть механизм, который может диаметрально изменить ситуацию. Ведь о том, что в России можно рассекретить, а что должно остаться тайным, решения принимает президентская Межведомственная комиссия по защите государственной тайны. Вторая статья ее устава гласит: «Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет Президент Российской Федерации».