На прощание были пряники. В середине декабря из Торуни в Германию выехала третья смена американских ракетных батарей Patriot. Американцы должны были проводить учения дольше, но машины с пусковыми установками увязли на полигоне в снегу. И к лучшему, т.к. если бы Patriot остались до конца срока, они могли бы застрять в предрождественском хаосе на железной дороге. 15 польских военных (лишь столько участвует во всей программе) знакомились с очередными секретами оружия, которое Польша не может себе позволить: в основном просто катались, т.к. более глубокое ознакомление противоречит американскому закону о контроле за экспортом. Зато американцы развлекались хорошо: «Всем солдатам нравится польская кухня, они не нахвалятся», - говорил представитель батареи капитан Януш Шчипюр (Janusz Szczypiór). Ошеломительный баланс для важнейшего с точки зрения безопасности страны предприятия.
Фарс с Patriot – это поражение целого десятилетия стараний пригласить американцев на более долгий строк. С момента вступления в НАТО Варшава добивалась, чтобы Вашингтон подтвердил союзнические отношения своим военным присутствием в Польше. Этому служило участие в очередных американских войнах, а допуск к системе ПРО сопровождался надеждой, что за ракетами придут и солдаты. С самого начала США были против идеи расширенного военного присутствия: они понимают исторический польский опыт, но не видят угроз, которые оправдывали бы высылку больших подразделений. Кроме того, у них есть соглашение с Москвой о том, что в Центральной Европе не будет постоянных баз НАТО. Польша, не сумев склонить американцев к исполнению своих ожиданий, прибегает к эскалации требований и эмоциональному шантажу. Америка, не умея умерить польские страхи, пытается управлять ими как можно более низкой ценой.
«Американцы поняли, что следует перейти линию Одры, чтобы с первых часов у Польши была эффективная защита», - говорил премьер Дональд Туск в августе 2008 года. После продолжавшихся полгода переговоров новое правительство объявило об успехе: взамен за размещение базы ПРО американцы согласились раз в квартал присылать в Польшу одиночную батарею ракет Patriot. По соглашению эти визиты должны были носить учебный характер, а до 2012 года в Польше должен был появиться американский гарнизон поддержки. В документе, однако, нигде не написано, ни что сама батарея останется в Польше на постоянной основе, ни что она когда-нибудь будет защищать польское небо. Несмотря на это правительство утверждало, что договор усиливает безопасность Польши, и открывает путь к постоянному американскому присутствию.
[...]
Американцы, не видя военной пользы от одиночной батареи, думали, что поляки хотят ознакомиться с техникой перед ее покупкой. Для них польское желание проблематично, в основном по соображениям логистики: вопреки распространенным представлениям, что у США очень много оружия, в Европе размещен лишь один батальон американских ЗРК Patriot. Большая часть батарей находится в регионе военных действий или там, где есть угроза ракетных атак. Европа к таким местам не относится, помимо этого страны, принимающие американских военных, имеют собственные системы ПРО. Польше срочно нужна новая система, но у нее нет на это денег. Правительство, скорее всего, рассчитывало, что если оно поймает американцев за Patriot, то после отказа от противоракетного щита они почувствуют себя обязанными оставить свою батарею в Польше и продать очередные со скидкой.
Между Варшавой и Вашингтоном разыгралась комедия ошибок. Барак Обама победил на выборах и в соответствии с ожиданиями приостановил создание системы ПРО. Глава Пентагона, правда, не поменялся, но американцы отказались высылать первую смену Patriot, пока Польша не подпишет соглашение о статусе американских войск. Переговоры затянулись до декабря 2009 года, а Лех Качиньский ратифицировал этот документ в феврале 2010. Одновременно с этим польская сторона теряла терпение и стала жестче требовать, чтобы установки приехали с ракетами, ракеты были боевыми, а весь ракетный комплекс был включен в польскую систему ПВО.
[...]
Американцы хотели выпутаться из неудобного обязательства, но сначала сами «выстрелили себе в ногу»: 17 сентября 2009 года, в 70-ю годовщину вторжения Красной армии, Обама объявил об отказе от базы ПРО в Польше. Чуть меньше месяца спустя в Варшаву прилетел заместитель министра обороны США Александр Вершбоу (Alexander Vershbow), чтобы предложить Польше участие в новой концепции противоракетного щита. Пользуясь случаем, он попросил польское правительство подумать о трех вариантах альтернативы визитам комплексов Patriot после 2012 года: ротации истребителей F-16 раз в квартал и размещении в Польше подразделения воздушных сил США; ротации транспортных самолетов C-130, также с подразделением; и переносе соединения войск специального назначения в Гданьск или Гдыню из Штутгарта. Польша выбрала самолеты и подразделение, о его создании объявил Обама во время визита Бронислава Коморовского в Белый дом.
Правительство уже знало, что Patriot не останутся в Польше на постоянной основе, но делало все возможное, чтобы те, что приедут, были оснащены боевыми ракетами. Еще в феврале 2010, за три месяца до первой ротации, министр обороны Богдан Клих (Bogdan Klich) в беседе с заместителем госсекретаря США Эллен Таушер (Ellen Tauscher) «отметил, что второй приезд комплексов Patriot придется, скорее всего, на середину осенней президентской кампании, и попросил Вашингтон помочь повлиять на общественность» - будто бы боевые ракеты могли повысить шансы кандидата от правящей партии. Таушер ответила, что для оснащения боевыми ракетами требовалось бы решение президента, а Обама такого решения не принимал. Она также добавила, что «было бы важно, чтобы Польша вместе с США поддерживала реалистичные общественные ожидания относительно будущих визитов Patriot». В результате Клиху пришлось в мае встречать в Моронге пустые пусковые установки.
Но ожидания были не столько у общественности, сколько у политиков, и они выходили далеко за рамки темы Patriot. Об этом свидетельствует депеша после визита сенатора Карла Левина (Carl Levin) в Варшаву в мае 2009 года. Витольд Вашчиковский (Witold Waszczykowski), который был тогда у президента Качиньского главой Бюро национальной безопасности, сказал главе комиссии сената по вооруженным силам, что Польша хочет «сапог на земле», т.е. массированного военного присутствия, которое не только «помешает» гипотетическому нападению, но и будет «отпугивать». На вопрос, верит ли Польша возобновляемым гарантиям НАТО, он ответил, что «у нас все еще есть свои сомнения». В свою очередь, Славомир Новак (Sławomir Nowak), который был тогда главой политического кабинета Туска, «задумался над тем, что 10 антиракет и одна батарея Patriot – это не внушительное присутствие, на которое надеялась Польша».
Польские мечтания об американских базах пришлись на момент самого значительно сокращения заграничного военного присутствия США. Уже в 2004 году Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) представил план возвращения на родину 70 тысяч военных, а также отказа от больших баз времен холодной войны в пользу небольших гибких баз. Но крупные союзники Америки подняли шум, и план Рамсфельда был заморожен. Угроза сокращений вернулась год назад, когда США начали программу серьезной экономии: в декабре комиссия по вопросам сокращения дефицита рекомендовала Обаме закрыть треть баз. «В ближайшие месяцы будет принято решение о двух из четырех размещенных в Европе боевых группировках», - говорил Ян Бжезинский, заместитель министра обороны при Рамсфельде, которого прочили на высокие позиции при очередном президенте-республиканце.
Даже если бы американцы открывали новые базы, они, скорее всего, не выбрали бы Польшу. С их точки зрения Центральная Европа в безопасности, а реальные угрозы есть сейчас в Азии. Атомная Северная Корея представляет прямую угрозу для Японии и Южной Кореи, а Иран может подвергнуть ракетной атаке Израиль и Саудовскую Аравию, поэтому самая значительная военная помощь направляется именно этим союзникам. Аргументы Польши о том, что она находится под такой же угрозой со стороны возрождающейся России и в связи с этим заслуживает аналогичной помощи, противоречат здравому смыслу. Этому есть два объяснения: либо Польша перестала адекватно оценивать свою безопасность, либо она пытается взвалить на американцев обязанность по обороне собственной территории. Первое означает, что мы являемся неполноценным союзником, а второе ставит нас в один ряд с демилитаризирующимися государствами Западной Европы.
Проблема Польши – страхи, а не реальные угрозы. Чтобы найти выход из ситуации Обама, несколько раз возобновлял союзнические гарантии для поляков, а также продавил обновление т.н. стратегических планов НАТО на случай нападения на Польшу. Оставив идею системы ПРО в духе холодной войны он привел к разрядке напряженности в отношениях с Россией, а одновременно пригласил Польшу в новую, гораздо более перспективную, противоракетную программу: не исключено, что через 20 лет мобильные ракетные установки в Польше будут иметь большее значение, чем стационарные авиабазы в Германии.
Однако американцы не готовы помогать польской армии или платить за ее модернизацию. Если Польша продолжает чувствовать угрозы, она должна сама создавать дееспособную армию и купить современное оружие. Предложение по ротационному присутствию самолетов показывает, что американцы готовы обучать поляков.
Главный источник польских разочарований в отношениях с Америкой – убеждение, что союз – это обмен. Все лидеры последнего десятилетия ездили в Вашингтон торговаться: одни просили нефтяные контракты за участие в войне в Ираке, другие требовали Patriot за принятие системы ПРО. Одни вели переговоры мягко, другие жестко, все обещали результаты, но возвращались с пустыми руками. За 10 лет никто не сказал политикам в Варшаве, что уважающему себя союзнику не пристало просить милостыню в Вашингтоне, а требования могут выглядеть простой бравадой. Никто не обратил внимания, что Америка торгуется только с диктаторами, чью поддержку ей приходится покупать. С друзьями она ведет дела на основе доверия, когда же Польша не верит в гарантии безопасности, в глазах США она ставит под вопрос сущность союза.
Как поляки избавились от иллюзий на тему США, так и американцы начинают более трезво смотреть на Польшу: и видят столь же самоуверенную, сколько и незрелую страну. То она эпатирует союзом с США, то, как показала авантюра вокруг ПРО, рискует этим союзом во имя других политических споров. С одной стороны она хочет быть серьезным игроком, с другой, как показывает борьба за Patriot, концентрирует все внимание на пустых символах и внешнем эффекте.
В Польше нет консенсуса относительно национальной безопасности, т.к. политики предпочитают о ней спорить, подогревая и успокаивая выдуманные страхи. Как отметил один европейский дипломат в Варшаве, поляки склонны преувеличивать незначительные факты, в результате чего политики становятся заложниками дел, в которые не верят сами: таких, как перемещение по стране ракет без боеголовок.