«Россия может реабилитировать расстрелянных в 1940 году офицеров», - заявил посол России в Польше. «Политические решения уже приняты. Идет поиск юридического пути. Это вопрос взят под контроль высшим российским руководством», - сказал Александр Алексеев на конференции в Варшаве, посвященной возможности реабилитации расстрелянных в Катыни НКВД польских офицеров.
Ранее же в интервью агентству Интерфакс Алексеев говорил, что «проблему Катыни сложно признать нерешенной», раз Дума приняла по этому делу заявление (осенью 2010 года она признала расстрел польских офицеров преступлением сталинского режима, что не несет за собой правовых последствий), а раскрытие материалов следствия по катынскому делу продолжается.
«Мы рады очередному заявлению высокопоставленного российского чиновника. Однако мы ждем конкретных юридических шагов, которые позволят завершить процесс реабилитации жертв катынского преступления», - сказал пресс-секретарь МИД Марчин Босацкий (Marcin Bosacki).
«Представитель России впервые официально заявил о реабилитации жертв катынского преступления. Это должно означать правовую реабилитацию со всеми вытекающими последствиями, а не только реабилитацию «историей», - комментирует Ирениуш Каминьский (Ireneusz Kamiński) из Польской академии наук, представляющий интересы родственников жертв преступления НКВД в Европейском суде по правам человека. Он подчеркивает: «Мы говорим не о реабилитации каждой из жертв в отдельности, а о решении, которое будет касаться всех 22 тысяч убитых поляков. Речь здесь идет не только о родственниках тех, кто направил в Страсбург жалобу против России».
В данном случае реабилитация означает однозначное утверждение, что для осуждения и приговора польских офицеров, а также направленных против них репрессий не было никаких юридических оснований. Такое решение российских органов могло бы позволить родственникам жертв обратиться в суд за компенсацией. Пока в Страсбурге они требуют символическую компенсацию в 1 евро.
Юристы, подготовившие польскую жалобу в Суд по правам человека, – Ирениуш Каминьский, Бартоломей Соханьский (Bartłomiej Sochański) и Роман Новосельский (Roman Nowosielski), а также сотрудничающие с ними россияне – Анна Ставицкая и Роман Карпинский, уже в апреле 2010 года сформулировали «минимальные условия» возможного примирения с Россией.
В опубликованном в Rzeczpospolita заявлении они написали, что катынское дело не обязательно должно завершиться приговором Европейского суда. Для этого российские власти должны раскрыть все тома ведшегося в 1990-2004 годах следствия и реабилитировать жертв, а также провести новое расследование этого преступления. Согласно следствию, которое было закрыто в 2004 году, в Катыни было совершено обычное убийство. Никто не был осужден. Решение о прекращении этого дела остается засекреченным.
«Решение принимается не послом, а дипломаты обычно взвешивают свои слова. Если он заявил нечто подобное, значит, в Москве начали вестись какие-то разговоры на тему реабилитации польских офицеров», - считает политолог из Российской академии наук Ирина Кобриньская.
Ольга Черепова, представитель общества «Мемориал», документирующего советские преступления, отмечает, что в поиске специальной формулы для реабилитации польских офицеров нет необходимости. «Она есть в российском законе о реабилитации жертв политических репрессий от 1991 года», - говорит она.
«Я считаю высказывание посла положительным сигналом», - говорит Витомила Волк-Езерска (Witomiła Wołk-Jezierska), дочь одного из расстрелянных офицеров, которая в 2009 году подала в Страсбургский суд жалобу против России. «Я надеюсь, хотя это лишь предвестие конкретики, что катынское дело наконец удастся завершить. Но мы ждем действий», - говорит она.
Жалоба из Австралии, Канады и Украины
По информации Rzeczpospolita, юристы, представляющие интересы жертв преступления НКВД через несколько дней направят в Страсбург очередную, уже пятую, жалобу. На этот раз против России выступают родственники убитых офицеров и полицейских, живущие сейчас в Австралии, Канаде и на Украине.
Среди них – три сестры из Австралии, внучки Кароля Курека – брата известного писателя и поэта Ялю Курека (Jalu Kurek). Имя Кароля Курека, подполковника пехоты польской армии, награжденного, в частности, орденом Воинской доблести, есть в т.н. украинском катынском списке. Его внучки Кэрол Райт, Линда Андерсон и Крис Денис, которые уже не говорят по-польски, решили направить жалобу в Европейский суд по правам человека, т.к. этого за них уже не сможет сделать их мать Ирена.
«Мы бы очень хотели узнать, что в действительности случилось с нашим дедушкой», - написали они в письме одному из юристов, представляющих интересы жертв. Они решили, что стоит решиться подать жалобу, хотя многие годы их мать неохотно рассказывала им о катынском преступлении. Воспоминания о не до конца ясной судьбе их отца были для нее слишком болезненными. Также в Страсбург направляют документы двое канадских внуков старшего постового Юзефа Давды, и несколько родственников жертв НКВД с Украины.