«В принципе Россия должна быть очень довольна конфликтом в Ливии, потому что цена на нефть растет», — сказал порталу Delfi руководитель Балтийского центра исследований России Владимир Юшкин.
Известно, что Россия была одной из пяти стран Совета безопасности ООН, которая при принятии резолюции по Ливии воздержалась. При этом Россия не воспользовалась правом вето. В то же время Москва высказалась против военного вмешательства в Ливию.
По мнению Юшкина, Россия пытается «каким-то образом хорошо выглядеть перед Каддафи», поэтому ей приходится делать такие заявления.
На вопрос о целях, которые преследует позиция сохранения лица в глазах Каддафи, Юшкин сказал: «Чем характерен Путин? Не берем сейчас его в целом, но есть у него одно качество — он никогда не предает друзей. Даже если они делают что-то не так, он старается с ними как-то мягко обойтись. В этом плане он человек твердый».
У России сейчас нет союзников, продолжил Юшкин. «Даже если посмотреть на страны Организации договора о коллективной безопасности, то, когда Россия ставит перед ними сложные политические вопросы, например, о признании Южной Осетии, они не признают. Это говорит о том, что это союзники, но до какого-то момента. Союзники по какому-то кругу вопросов».
По словам Юшкина, Россия сама находится в капкане. «Она — заложница отсутствия взвешенной, хорошо продуманной, направленной на перспективу внешней политики. Поэтому приобретает друзей, которые являются изгоями в международной политике, но, когда случается конфликт, Россия попадает в эту ловушку. Де факто же конфликт с Ливией — подарок путинскому режиму, потому что цена на нефть начинает расти, а это в свою очередь означает, что выборы будут пройдены нормально и будет обеспечен какой-то финансовый запас».
Юшкин признал, что комментировать поведение России в данном случае довольно сложно: «Если бы российская внешняя политика была ясно обозначена, ценности были бы сформулированы, то поведение России можно было бы очень точно дефинировать — она поступают так по таким-то причинам. Но, когда принципы внешней политики не обозначены, комментировать сложно. И России сейчас сложно действовать — надо как-то сохранить лицо перед арабским миром. А там ведь тоже сложная ситуация, хотя Каддафи никто там особо не любит, но есть большая политическая игра, и кто-то свою нелюбовь показывает, а кто-то нет».
«Печально, что у России нет ясной и четкой внешней политики, с позиций которой можно было бы объяснять поведение российских лидеров».