Разногласия Д.Медведева и В.Путина по Ливии
Североамериканские газеты обратили внимание на расхождение в оценках Д.Медведева и В.Путина международной военной операции в Ливии. Многие озаглавили статьи удивленным: «Необычные разногласия между российскими лидерами». Тот факт, что премьер-министр РФ осудил вторжение в Ливию, назвав его «крестовым походом», а несколько позже президент России резко раскритиковал оценки подобного рода, СМИ сочли демонстрацией глубокого раскола в правящем тандеме. Высказывались предположения, что это лишь прелюдия реальной битвы в преддверии президентских выборов 2012 года.В свою очередь некоторые издания цитировали мнения российских экспертов, указывавших, что данная размолвка, наоборот, полностью вписывается в сценарий «хороший полицейский — плохой полицейский», который разыгрывают Д.Медведев и В.Путин. Отмечалось, что критические замечания в адрес премьера не добавят политических очков Д.Медведеву хотя бы потому, что, по данным онлайн-опроса, большинство россиян также выступают против вторжения в Ливию.
Внимание британских журналистов привлекли не столько заявления российских лидеров по поводу событий в Ливии, сколько сам факт присутствия разногласий между Д.Медведевым и В.Путиным по столь значимому международному вопросу. СМИ тут же занялись спекуляциями о росте напряженности в отношениях между Президентом и Премьером накануне президентских выборов 2012 г. Со ссылкой на информированные источники пресса говорит о серьезном расхождении позиций российского истеблишмента по вопросу Ливии. По информации изданий, Д.Медведев хотел поддержать резолюцию ООН, в то время как министерство иностранных дел, которое традиционно ассоциируют с силовыми позициями, проповедуемыми В.Путиным, выступало за то, чтобы Москва использовала свое право вето. Хотя формально за внешнюю политику отвечает президент, СМИ уверены, что российский премьер продолжает играть ведущую роль в ее формировании. По мнению аналитиков, первое публичное проявление разногласий в правящем дуумвирате говорит о том, что Д.Медведев все настойчивее пытается дистанцироваться от своего предшественника и, судя по всему, не готов так просто уступить президентское кресло В.Путину на предстоящих выборах.
Отказ России наложить вето на резолюцию СБ ООН был назван «поразительным отречением от обструкционистской политики в Совбезе» и однозначно расценен германскими экспертами как «поворот России к реальной политике». По мнению аналитиков, наложение вето стало бы серьезным ударом по сотрудничеству между Москвой и Вашингтоном и отказ от такого шага является доказательством заинтересованности России в «перезагрузке» отношений с США. При этом издания признают, что военные удары по Ливии нанесут урон российским экономическим интересам. Ведущие издания обратили внимание, что оценка операции в Ливии неожиданно привела к внутриполитической турбулентности в России: Д.Медведев и В.Путин выступили с различными оценками действий войск НАТО. В то же время аналитики высказывают предположение, что возникшие противоречия внутри тандема являются только видимостью и грамотно подаются с учетом медийного эффекта.
Комментируя итоги голосования в СБ ООН по резолюции № 1973, ряд французских СМИ подчеркивал, что, воздержавшись, Россия стремится избежать рисков, которые связаны с урегулированием ливийского кризиса. С другой стороны, пресса констатировала смещение в критическую плоскость позиции России касательно действий сил коалиции в Ливии, обвинявшихся Москвой в неизбирательных ударах по целям в этой стране. Со ссылкой на российскую прессу высказывалось предположение о том, что Россия может извлечь из сложившейся ситуации определенные внешнеполитические дивиденды. Избегая деградации отношений с Западом, Москва в случае падения режима М.Каддафи одновременно получает право рассчитывать на признательность нового ливийского правительства, что может выразиться в подтверждении ранее заключенных контрактов. В фокусе внимания СМИ оказалась заочная дискуссия Д.Медведева и В.Путина, разошедшихся во взглядах на резолюцию СБ ООН по Ливии. По мнению прессы, имевший место обмен мнениями между Президентом и Премьером нанес удар по единству властного тандема, перспективы которого незадолго до выборов 2012 г. вызывают все больше вопросов. Определив заявление главы Правительства РФ как элемент предвыборной кампании, СМИ подчеркивали, что никогда еще президент, которого многие рассматривали лишь как промежуточную политическую фигуру, не выражал в столь резкой форме несогласие со своим наставником. По мнению прессы, конкуренция между обоими лидерами вполне логична, а их высказывания отражают наличие стратегического раскола. Вопрос состоит в том, как в итоге будут строиться отношения России с Западом: будет ли воплощаться жесткая линия, ассоциируемая с В.Путиным, или предпочтение будет отдано более примирительной, но все же не лишенной критического начала позиции Д.Медведева.
В итальянской прессе активно обсуждались два вопроса: почему Москва воздержалась от голосования по резолюции Совбеза ООН 1973 по Ливии и не воспользовалась правом вето и что означает публичное противостояние внутри российского тандема по поводу этой резолюции. Аналитики указывали на двойственность позиции России по Ливии. Москва фактически согласилась с введением бесполетной зоны, а затем «выразила сожаление» по поводу начала военной операции и назвала резолюцию 1973 «поспешной». Некоторые обозреватели объяснили это противоречие желанием угодить и нашим, и вашим. Поскольку Ливия является стратегическим партнером России, а исход конфликта пока неясен, нужно постараться обеспечить хорошие отношения с обеими сторонами. Высказывалось мнение, что предложение Д.А.Медведева стать посредником в мирных переговорах в действительности объясняется желанием «спасти» М.Каддафи. В ряде СМИ прозвучала информация о том, что Москва не воспользовалась правом вето при голосовании в Совбезе ООН в основном благодаря усилиям США, которые взамен обещали содействовать вхождению России в ВТО. Обсуждая разногласия внутри российского тандема по оценке резолюции 1973, СМИ с явным удовольствием оседлали своего любимого конька: едва ли ни в каждом заголовке цитировалось сравнение операции в Ливии с крестовым походом. Однако вопрос о том, следует ли интерпретировать это публичное расхождение во мнениях как эпизод предвыборной борьбы или как очередную игру в хорошего и плохого полицейских, остался открытым.
В отдельных статьях в испанских СМИ в информационном ключе сообщалось об озабоченности России выполнением резолюции Совбеза ООН, а также о требовании прекратить огонь. Однако куда больше СМИ заинтересовали высказывания в отношении Ливии Д.Медведева и В.Путина. Пресса тут же окрестила это самым значительным публичным столкновением между участниками правящего тандема с момента его появления. При этом заявление президента было воспринято весьма лояльно. Журналисты даже назвали его тон конструктивным. В то время как слова премьер-министра вызвали негативные комментарии. Отмечалось, что в отличие от Д.Медведева В.Путин был весьма агрессивен и вновь обрушился с нападками на Запад, обвинив его в легкости принятия решения по вмешательству в дела других государств. Премьер-министр предпочел забыть о событиях 2008 года, когда российские войска вторглись в Грузию без всякой санкции ООН, с сарказмом пишет пресса. Ряд изданий «столкновение» президента и премьера вписали в контекст грядущих президентских выборов. Но если одни посчитали случившееся признаком борьбы внутри тандема, то другие уловкой по сохранению главной политической интриги. «Поскольку оба решили не раскрывать свои намерения, любая дисгармония в тандеме дает повод для спекуляций... Если оба сейчас договорятся по-хорошему, к мартовским выборам 2012 года потеряется интерес.
Словесные баталии между президентом и премьером, ставшие следствием расхождения мнений по вопросу применения военной силы в Ливии, вызвали оживленную дискуссию в швейцарских СМИ. В.Путин, сравнивший авиаудары с «крестовыми походами», впервые был в столь острой форме раскритикован Д.Медведевым, утверждает пресса. Противоречия в правящем тандеме возникали не единожды, однако никогда ранее они не касались подвластной Президенту сферы внешней политики, подчеркивают газеты. Ряд газет гадали, являются ли возникшие в тандеме разногласия истинным соперничеством в преддверии президентских выборов 2012 г. или же это всегонавсего умелая игра на публику, в рамках которой В.Путин исполняет роль «ястреба», а Д.Медведев — «либерала». В то же время издания отмечали, что спустя три дня после начала авиаударов по Ливии растет волна критики в отношении военной операции. Неудивительно, что Москва и Пекин требуют прекращения военных действий. Россия и Китай не могут не опасаться возможности применения коалицией в будущем права на гуманитарное вмешательство на Кавказе и Тибете. Обе страны воздержались в ходе голосования по резолюции в Совбезе ООН, хотя, имея право вето, могли бы препятствовать установлению бесполетной зоны над Ливией, подчеркивают СМИ.
Призывы Москвы прекратить воздушные удары по Ливии и защитить мирное население нашли широкую поддержку среди китайского медиасообщества. Такая реакция вполне объяснима: Китай, как и Россия, негативно воспринял вооруженное вмешательство в дела Ливии, понимая, к чему может привести очередная «гуманитарная акция» Запада. На страницах газет превалировала точка зрения о том, что предпринятая коалиционными силами атака направлена на свержение режима М.Каддафи, после чего, как вариант, следует ожидать прихода к власти в Ливии прозападного правительства. При этом, соглашаясь с точкой зрения Кремля, пресса пришла к неутешительному выводу: силовыми методами проблему мирного урегулирования в Ливии не решить. Россия оказалась в непростой ситуации, о чем свидетельствует разный подход к оценке действий западной коалиции со стороны президента и премьера. В ряде авторитетных изданий развернулась дискуссия вокруг заявления В.Путина, назвавшего план бомбежки Ливии «неполноценным и ущербным». Одни эксперты посчитали, что после резких слов главы правительства Д.Медведев просто попытался «успокоить» западных партнеров. Другие заговорили о фактическом начале президентской гонки, отсюда — жесткая реакция Президента на заявление В.Путина по ливийской проблеме. В любом случае публичные высказывания российских лидеров породили много ненужных слухов и домыслов, пессимистично заметили журналисты.
Реакция России на катастрофу в Японии
Активное участие России в ликвидации последствий землетрясения, цунами и катастрофы на АЭС «Фукусима-1» в Японии находит положительные отклики в японских СМИ. Пресса констатировала заметное потепление российскояпонских отношений, находившихся в последнее время в самой низшей точке за весь послевоенный период. Однако позиционирование российской помощи Японии в медийном пространстве отличалось: если либеральные издания писали о том, что такого рода стихийные бедствия отодвигают на задний план политические разногласия между странами, то консервативная пресса расставляла акценты иначе: Москва использует трагедию в Японии как предлог для налаживания отношений с Токио. Известная своим критическим отношением к России газета Sankei расценила предложение России увеличить поставку энергоносителей, в частности сжиженного природного газа (СПГ), в Японию как «убийство одним выстрелом двух зайцев». По мнению издания, увеличение экспорта СПГ в Японию компенсирует снижение объемов российского газа через трубопроводы в Европу. Таким образом, делает вывод газета, Россия и Японии окажет помощь, и сохранит свои позиции на рынке энергоносителей. Следует отметить, что положительные оценки предложения увеличить поставки СПГ из России, озвученные В.Путиным в ходе поездки на Сахалин, перемежались опасениями отдельных обозревателей, не решит ли глава правительства РФ посетить заодно и находящиеся недалеко «северные территории». Приглашения вице-премьера И.Сечина японским компаниям принять участие в разработке Ковыктинского и Чаяндинского месторождений в Иркутской области получили нейтральное освещение в деловой прессе, которая также сообщила о том, что Россия готова вдвое увеличить поставки нефти в Японию.
Готовность России ослабить напряженность на мировом рынке природного газа в связи с катастрофой на АЭС в Японии пресса назвала «конструктивной» и «необычной» позицией для Москвы. Это было особенно удивительно потому, что Россию многие годы критикуют за использование энергетических ресурсов в качестве политического оружия, подчеркивалось в прессе. В данной ситуации Россия старается позиционировать себя как страна, способная в короткий период времени задействовать свои резервные возможности для стабилизации рынка, что неудивительно, учитывая, насколько её репутация как надежного энергопоставщика пострадала после серии «газовых войн» с Украиной, резюмировали издания.
Освещая тему оказания РФ помощи островному государству в преодолении последствий природного бедствия, французская пресса фиксировала определенное затишье в территориальном споре между Москвой и Токио. С другой стороны, СМИ отзывались в негативном ключе о стремлении России продолжать оказывать разным странам содействие в развитии атомной энергетики, продемонстрировавшей свою небезопасность.
Визит Р.Гейтса в Россию
Пресса США комментировала визит министра обороны США Р.Гейтса в Россию нейтрально и сдержанно. Как и в случае освещения поездки Дж.Байдена неделей раньше, СМИ указали, что «перезагрузка» отношений США и России продолжается. Р.Гейтс подчеркнул, что содействие России в афганской войне, а также российская поддержка резолюций СБ ООН против Северной Кореи и Ирана показывают, насколько укрепилось в последние годы сотрудничество.
По словам министра обороны, Москва и Вашингтон совершили переход от жестокого соперничества к бюрократическому братству. В то же время СМИ отметили, что по вопросу развертывания системы ПРО США в Европе противоречия между государствами по-прежнему сохраняются, хотя наметились перспективы сближения позиций сторон.
Визитом министра обороны США заинтересовались ведущие китайские газеты, на страницах которых высказывались авторитетные китайские ученые и эксперты. Востребованность этой темы вызвана тем, что встреча Р.Гейтса с российским руководством прошла на фоне военной операции в Ливии, по-разному воспринимаемой Москвой и Вашингтоном. На взгляд аналитиков, Р.Гейтс вряд ли планировал сконцентрироваться на обсуждении таких традиционных вопросов, как размещение системы ПРО в Европе и взаимодействие сторон по сокращению СНВ. Высокопоставленный гость поставил перед собой одну задачу — заручиться поддержкой Москвы по вопросу проводимой в Ливии военной операции, которая, по мнению СМИ, вышла за рамки первоначального сценария. Пресса не сомневалась в том, что глава оборонного ведомства США не добьется существенных уступок со стороны Кремля. Во-первых, еще накануне этого визита Россия подвергла жесткой критике действия Запада из-за растущих жертв среди ливийцев. Во-вторых, России хватает собственных проблем, связанных с сепаратизмом и экстремизмом. И наконец, немаловажный пункт — это предстоящие в РФ думские и президентские выборы. Поэтому власти не станут принимать непопулярные решения, подразумевающие поддержку США и участие в военной операции против Ливии, пришли к выводу СМИ.