48-летний Николай Фоменко любит быстрые спортивные автомобили, но как гонщик он не очень одарен. Когда два с половиной года назад во время тренировочных заездов серии GT в Шанхае он вновь разбил свой Austin Martin, то пришлось заниматься ремонтом автомобиля. Китайские механики за ночь полностью восстановили переднюю часть машины и заменили амортизаторы. После этого быстрого ремонта автомобиль уже стоял в гараже и вновь был в отличном состоянии, а трудолюбивые помощники Фоменко выставили ему какой-то немыслимый счет – приблизительно 250 долларов.
Скорость работы и ее цена подвигли гонщика-любителя, популярного певца и телеведущего Николая Фоменко к тому, чтобы перенести эту бизнес-модель в Москву и создать свою собственную компанию, занимающуюся элитными гоночными автомобилями. В Европе, по его подсчетам, такого рода ремонт обошелся бы в двадцать раз дороже. Так была основана компания Marussia Motors, и теперь Фоменко уже занимается большими делами. Год назад он со своей компанией Marussia и как мажоритарный акционер команды Virgin стал участником Формулы-1. С этого года команда официально называется Marussia Virgin Racing. Его цель состоит в том, чтобы сделать этот бренд популярным во всем мире. «Те, кто сегодня еще разъезжают на автомобилях Lamborghini, уже скоро пересядут на Marussia», - считает Фоменко.
Пока еще альянс между миллиардером Ричардом Брэнсоном (Virgin), занимающимся продажей музыкальных компакт-дисков, и Фоменко вместе с партнером Ефимом Островским не может похвастаться особыми спортивными успехами. Немецкий пилот Тимо Глок (Timo Glock) сошел с дистанции во время гонок Гран-при в Австралии. Его коллега по команде Жером Д’Амброзио (Jerome D’Ambrosio) квалифицировался последним. Но этот проект рассчитан на длительный период, подчеркивает талантливый во многих областях Фоменко. В конце концов команде Red Bull, напоминает он, потребовалось шесть лет для того, чтобы стать чемпионом мира.
Похожие по типу на Фоменко русские рвутся в гоночный спорт. Их стремление получает поддержку на самом высоком уровне. Глава правительства Владимир Путин, сам страстный поклонник автомобильного спорта, не мог не почувствовать себя продолжателем великой традиции. Глава КПСС Брежнев в начале 1980-х годов вел переговоры с главным промоутером Формулы-1 Берни Экклстоуном о проведении международных гонок на российском кольцевом треке. Когда Экклстоун полгода назад подписал, наконец, договор с городом Сочи, где будут проводиться Зимние Олимпийские игры 2014 года, выступивший в качестве посредника Владимир Путин был в восторге. «Самое главное состоит в том, что мы тем самым сделаем подарок миллионам любителей автомобильного спорта в нашей стране», - подчеркнул российский премьер.
Это увлеченное отношение основано на взаимности. До последнего времени автомобильная индустрия была белым пятном на карте России в том, что касается маркетинговых возможностей для Формулы-1.
Наряду с Олимпийскими играми 2014 года и чемпионатом мира по футболу 2018 года Формула-1 представляет собой третью опору стремительно развивающейся спортивной нации - как экономический фактор, но еще и как объединяющий элемент многонационального государства.
Никто не мог бы лучше подойти на роль кумира, чем Виталий Петров – рассудительный и для Формулы-1 достаточно высокий парень (1,83 метра) из российской провинции. Именно в тот момент, когда российское телевидение впервые за много лет вело прямой репортаж об открытии сезона, 26-летний Петров прорвался на третье место, тогда как гордый испанский гонщик Фернандо Алонсо на своем красном лакированном Ferrari вынужден был сзади наблюдать за выхлопом его болида. То же самое Петров сделал и во время заключительного этапа прошлого сезона в Абу-Даби и тем самым помог Себастьяну Феттелю завоевать титул чемпиона мира.
Пока еще этот посланник автоспорта своей страны держится на публике немного скованно. Когда Петрова спросили о том, готов ли он в отсутствие получившего травму Роберта Кубицы взять на себя ведущую роль в команде Renault, он держал эмоции под контролем. «Я не думаю, что я должен что-то говорить по этому поводу», - сказал Петров. Однако увидеть это теперь вполне возможно.
Но еще в прошлом году Петров вместе со своей патриотической миссией мог весьма картинно провалиться. В ходе первых трех этапов гонок Формулы-1 у него было две аварии, а один раз он вынужден был сойти с дистанции из-за технических проблем. В других конюшнях уже посмеивались над этим чужаком, который в детстве не занимался картингом, как это делали Шумахер, Алонсо или Феттель, а сидел за рулем своей машины «Лада-Жигули» и гонял по улицам родного города Выборга.
Нервы главы команды Эрика Булье (Eric Boulier) в то время, судя по всему, могло успокоить только миллионное приданое Петрова. Его спонсирует компания «Лада», нефтехимический концерн «Сибур», энергетическая компания «Новатэк», а также фирма «Ростехнологии», работающая в области хай-тек. И все это российские компании.
Поскольку денежные потоки не ослабевают, то договор с Петровым был продлен еще на два года. И после этого Петров и его менеджер получили аудиенцию у Путина в Кремле.
А российский премьер, как известно, любит широкие жесты. Во время ралли «Шелковый путь» в сентябре 2010 года он со своей свитой привлек к себе внимание тем, что принял неожиданное решение посетить бивуак команды Volkswagen. Когда команда Renault - чемпион мира 2005 года - показывала свои болиды на Красной площади, он занял место в кабине пилота. Однако дальше показательных поездок вокруг Кремля Дэвида Култхарда и Хейкки Ковалайнена дело не пошло, хотя еще в 2004 году казалось, что в Москве уже все готово для проведения этапа гонок Формулы-1. Но тогда мэр Москвы Юрий Лужков и Экклстоун не смогли договориться о цене.
Новаторскими деяниями русские пока особенно похвалиться не могут. «Мы хотим достойно представлять прогрессивный имидж России – современной, умной и успешной», - заявил шесть лет назад Алекс Шнайдер (Alex Shnaider) - родившийся в России, но обладающий канадским паспортом - на официальной презентации нового болида команды Jordan, которая затем стала называться Midland.
Не совсем прозрачный миллиардер, сделавший свое состояние в пользующейся сомнительной репутацией сталелитейной отрасли, был готов ежегодно вкладывать по 100 миллионов долларов в свою конюшню, однако продал ее в 2006 году. Теперь он занимается футболом и владеет клубом Maccabi из Тель-Авива.
Фоменко сделан из другого теста, уверяет он. «Это долгосрочный проект».