Поговорим о том, какие события происходили с ноября вокруг таблички. Тогда был первый сигнал от российской стороны о том, что они хотят сменить надпись. Так сообщили польскому МИДу. Или они говорили о ликвидации таблички?
МАРЧИН БОСАЦКИЙ, пресс-секретарь МИДа Польши: Так вот, факты. В ноябре, сразу после того, как ее повесили без каких бы то ни было консультаций с российскими властями (о самом факте и о содержании надписи катынские семьи не проинформировали и нас), россияне сообщили, что этот акт они не приемлют. И за все время это был самый отчетливый сигнал по этому вопросу с их стороны. Мы ответили, что ведь через несколько месяцев (тогда мы это уже знали, потому что вели переговоры) будет объявлен конкурс на проект памятника, который и так будет с новой надписью. Нам казалось, что Россия согласилась с нашими доводами.
Потом два или три раза, уже неофициально, к нам обращались российские коллеги, но только по случаю, во время различных встреч. Они говорили, что табличка им мешает. Это были, скорее, напоминания, чем какие-то просьбы. И вот в минувший четверг в 15 часов 50 минут (я проверил) в МИД Польши пришел российский дипломат, не посол, рангом ниже, и сказал, что до встречи президентов надо что-то с табличкой сделать и предложил нам альтернативную надпись для новой таблички, которая сейчас и висит.
Мы ответили, что, во-первых, поскольку лидеры наших стран вот-вот встретятся, то замена памятного знака будет воспринята крайне отрицательно, поэтому мы попросили российскую сторону ничего не предпринимать, по крайней мере до визита Коморовского в Смоленск. И, во-вторых, мы ответили, что не приемлем табличку, в которой не упоминается, зачем польская делегация во главе с Лехом Качиньским летела в Катынь - то есть вычеркнуто упоминание о катынском преступлении. Тот российский дипломат сказал, что передаст нашу позицию Москве. Нас так и не предупредили о том, что российская сторона собирается сделать.
Перевод выполнен ИноТВ.