Порой политические проекты – словно дети. Ты с тревогой следишь за ними; волнуешься об их будущем, стараешься защитить их, чтобы они не упали, не потерпели неудачу. А потом – бух – и ты понимаешь, что они выросли, и тебе нужно постигнуть, что будет дальше в твоей жизни.
Столь много обсуждаемая «перезагрузка» в российско-американских отношениях, судя по всему – один из таких проектов. Объявленная президентом Обамой два года назад, «перезагрузка» подвергалась тщательному исследованию как теми, кто ее поддерживал, так и противниками. Ее способность починить сильно пострадавшие американо-российские отношения была далека от гарантированной; ее ошибки – как реальные, так и те, о которых намекали – зачастую умышленно раздувались. И потом неожиданно выясняется, что мы уже прошли этап «перезагрузки» и требуется новая, «пост-перезагрузочная» повестка дня для российско-американских отношений.
Участники Всемирного российского форума – сборища политических аналитиков, лидеров бизнеса, журналистов и активистов гражданского общества из Соединенных Штатов и России, который собирается каждую весну в Вашингтоне – демонстрируют разногласия по многим вопросом. Но по крайней мере в одном они сходятся: «перезагрузка» работает.
Именно благодаря «перезагрузке» удалось достичь двух важных двусторонних соглашений: нового договора о сокращении стратегических ядерных вооружений (новый договор СНВ) и соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (известного как «соглашение 123»). Для Соединенных Штатов «перезагрузка» также обеспечила российское сотрудничество по иранской ядерной программе, а для России «перезагрузка» расчистила путь к значительным улучшениям в отношениях с НАТО и некоторыми из членов альянса, в особенности с Польшей.
Не менее важно, что «перезагрузка» изменила саму тональность американо-российского диалога и создала условия для его дальнейшего продвижения. Как было отмечено Робертом Легволдом (Robert Legvold), известным российским экспертом из Колумбийского университета, «перезагрузка» может считаться успешной хотя бы потому, что теперь есть ожидания дальнейшего прогресса в американо-российских отношениях. Сейчас время рассматривать «перезагрузку» не только как саму по себе, но и как средство продвижения повестки дня американо-российских отношений на ближайшие 10-15 лет.
Создание такой повестки дня – не легкая задача. Холодная война, может быть, официально и закончилась, но борьба с ее призраками – по-прежнему популярное дело с обеих сторон. Хотя эмоциональное пренебрежение, которое многие парни в Москве выказывают по отношению к пресловутой поправке Джексона-Вэника вполне понятно, уделение слишком большого внимания вопросу ее отмены является отвлечением внимания: будучи реликтом прошлого, который пережил свою полезность, поправка, как следует из юридических формулировок, не имеет совершенно никакого значения. Более того, некоторые аналитики даже предполагают, что большое внимание к вопросу контроля над вооружениями – принципиальный вопрос диалога Москвы и Вашингтона в годы холодной войны и после нее – искажает и в конечном счете замедляет темп развития российско-американских отношений, переключая внимание и энергию с других критически важных вопросов. В этом отношении стоит заметить, что единственный исследовательский центр в России, который занимается исключительно вопросами американо-российских отношений, Институт исследований США и Канады, специализируется исключительно на сфере контроля над вооружениями. России определенно пойдет на пользу, если она будет развивать дополнительные, более разносторонние интеллектуальные ресурсы, которые занимались бы всем спектром отношений. Сейчас в американо-российской повестке дня доминируют два вопроса – вступление России в ВТО и архитектура европейской системы противоракетной обороны.
И снова, разочарование Москвы Вашингтоном по поводу кажущегося бесконечным процесса ее переговоров по присоединению к ВТО понятно, но вопрос вступления в ВТО, абсолютно тактический по своей природе, не должен отвлекать внимание от гораздо более серьезной проблемы: анемичного состояния российско-американского экономического и торгового сотрудничества. Любые будущие стратегические обсуждения должны быть сконцентрированы на том, что мешает обеим странам инвестировать друг в друга в экономике (свыше нынешних скромных масштабов в 7-8 миллиардов долларов в год) или диверсифицировать свою торговлю (выведя ее за рамки сотрудничества лишь в энергетическом секторе и металлообрабатывающей промышленности). Важность экономической компоненты американо-российских отношений невозможно переоценить. На самом деле, до тех пор, пока отношения не будут базироваться на солидной экономической основе, всегда будет сохраняться вероятность того, что «плохое» событие отбросит их назад, к хмурым временам «до перезагрузки».
На данный момент лучшим кандидатом на роль такого «плохого» события является крах переговоров России с НАТО по вопросу о европейской противоракетной обороне. Действительно, разногласия между обеими сторонами – фундаментальны по природе своей. Да, также является правдой, что сейчас никто не ожидает того, что переговаривающиеся стороны придут к соглашению по каждому пункту, каждому техническому аспекту будущей системы ПРО. Что действительно нужно, так это политическое решение сотрудничать, решение, которое может быть сформулировано таким языком, который окажется приятным и приемлемым для внутренних «ястребов» по обе стороны Атлантики. Это выполнимо, и это должно быть сделано, так как если этого не сделать, то цена, которую за это заплатят обе стороны, будет для них обеих слишком высока.
Трудности с формулированием долгосрочной повестки дня в области сотрудничества между Россией и Соединенными Штатами также усугубляются неуверенностью и неопределенностью, вызванной приближающимся сезоном выборов в обеих странах. Безусловно, внутренние проблемы в условиях, когда оба президента будут заняты вопросами переизбрания, оставят им мало места и желания заниматься сложными внешнеполитическими вопросами. И принимая во внимание, насколько сильно нынешняя позитивная тональность в двусторонних отношениях зависит от личных связей и взаимопонимания, установившегося между президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым, вопрос о том, что будет после 2012 года, может сам по себе затормозить прогресс любых перспективных обсуждений.
И это подчеркивает еще один недостаток нынешней структуры российско-американских отношений: их сильную зависимость от контактов на уровне правительств. С целью добиться долгосрочной стабильности в отношениях российско-американский диалог должен распространяться во всех направлениях, начинаясь с самого верха и расширяясь на отношения вида «бизнес с бизнесом», «гражданское общество с гражданским обществом», «человек с человеком».
Здесь нельзя игнорировать тему антиамериканизма в России и русофобии в Соединенных Штатах. Обе тенденции имеют свои корни в наследии холодной войны и обеих есть истовые сторонники на родине. Ни одну нельзя искоренить без внимательных, постоянных усилий просвещенных элит. Некоторые моменты в последнем развитии событий дают поводы для осторожного оптимизма в этой области. Обращаясь к участникам Всемирного российского форума, посол Уильям Кортни (William Courtney), бывший посол США в Казахстане и Грузии, представил идею создания Русского общества, организации, целью которой станет продвижение идеи понимания России в Соединенных Штатах. Таким же обещающим видится создание группой либерально мыслящих российских политиков и активистов гражданского общества Центра американо-российского сближения, чьей миссией станет искоренить безудержный антиамериканизм, пронизывающий российское общество.
Еще одним давно назревшим шагом, который Россия могла бы сделать для улучшения отношений с Соединенными Штатами, было бы начало отстаивания своих интересов в Вашингтоне при помощи профессиональных лоббистов. Действенное пророссийское лобби могло бы помочь сделать российско-американские отношения не зависящими от часто меняющейся политической конфигурации в Вашингтоне, будь то в Белом доме или в конгрессе. По крайней мере, Россия должна показать своим американским партнерам, что она понимает правила игры, в которую играют в Вашингтоне. За этим последуют победы.