21 апреля 1996 года 52-летний лидер борцов за независимость Чечни Джохар Дудаев, притормозил в поле возле поселка Гехи-Чу, вышел из своей «Нивы», развернул на капоте спутниковый телефон и набрал номер - вероятно, приближенного к Кремлю российского политика Константина Борового. Сам Боровой подтверждает, что действительно разговаривал с Дудаевым в шесть вечера в день его смерти, и разговор неожиданно прервался. Соратники и охранники первого президента Чеченской Республики Ичкерия были неподалеку, но на достаточном расстоянии для того, чтобы не слышать, о чем и с кем он разговаривает. Издали наблюдала за любимым мужем и жена Дудаева Алла. Возможно, он еще успел ей улыбнуться, прежде чем взрывной волной от прямого попадания авиабомбы в президентскую легковушку Аллу отбросило на дно оврага, возле которого она стояла.
Лишь спустя некоторое время, очнувшись от удара, спутники Дудаева подбежали к своему окровавленному лидеру. Но помочь ему уже ничем не смогли. Продолжительная охота российских спецслужб на «вожака сепаратистов» завершилась успешно.
До этого момента мятежного генерала - когда-то единственного генерала-чеченца в советской армии - старались «ликвидировать» по меньшей мере, трижды. Минировали его автомобиль, бомбили дом, внедряли в окружение российских агентов. Тем не менее, каждый раз «бандиту с чутьем волка» (так называли его в российской печати) удавалось избежать смерти. О последней, успешной, «операции по ликвидации» Джохара Дудаева известно немного - эта информация и до сих пор остается строго засекреченной. Некое представление о развитии событий можно составить разве что из свидетельств российских спецслужбистов, которые время от времени всплывают в СМИ. Они уверяют: убить Дудаева удалось благодаря большим деньгам и измене.
Газета «Комсомольская правда» приводит свидетельство офицеров ГРУ Владимира Яковлева и Юрия Аксенова, участников той операции. По словам разведчиков, в ней были задействованы чеченцы. За «услуги» предатели сперва потребоваали два миллиона долларов, но после продолжительных торгов сошлись на одном «лимоне». Причем его даже не пришлось брать из государственного бюджета России - информаторы «КП» уверяют, что за все заплатили «толстосумы, которые за победу Ельцина были готовы выложить и значительно большую сумму». Именно катастрофическое падение рейтингов первого президента России накануне новых выборов якобы стало одной из причин активизации усилий Москвы относительно уничтожения Дудаева. Поднимать рейтинг успешными операциями по «мочению в сортире» «боевиков» - это в России уже вошло в традицию.
Зная, что чеченский лидер вынужден время от времени разговаривать по спутниковому телефону, российские спецслужбы разработали специальное оборудование, способное с большой точностью запеленговать сигнал такой «трубки». На это было выделено (на сей раз уже именно из государственной казны) около миллиона долларов. В день своей смерти Дудаев вел телефонные переговоры несколько дольше, чем обычно, что и позволило одному из бомбардировщиков Су-24, которые кружили над Гехи-Чу в ожидании сигнала, выпустить ракету точно в генеральскую «Ниву».
Об успехе операции сразу отрапортовали в Москву, и со временем Борис Ельцин закрытым указом присвоил нескольким военным летчикам звания Героев России. Но в самой Чечне многие долго не хотели верить в гибель своего президента. Слухи о том, что Дудаева видели в разных странах, еще несколько лет появлялись и в иностранной печати. Со временем российские СМИ опубликовали видеокадры, датированные 23 апреля 1996 года - на них Джохар в полевой военной форме, с обмотанной окровавленными бинтами головой, якобы еще живой. Но Алла Дудаева называет датой смерти мужа именно 21 апреля...
Вдова первого президента Ичкерии со временем получила политический приют в Литве. День гибели мужа, с которым душа в душу прожила 29 лет, она и до сих пор называет самым плохим в своей жизни. Алла убеждена, что лишь Джохар мог остановить войну в Чечне - для этого ему надо было лишь встретиться с Ельциным и убедить его прекратить боевые действия. Этой встречи, говорит госпожа Дудаева, не допустило окружение российского президента.
С гибелью генерала Дудаева борьба чеченского народа за независимость не завершилась - после первой была вторая чеченская война, которая де-факто продолжается и сейчас. А потом, если надо, будет третья. Потому что стремление народа к свободе не убить ни ракетами, ни пропагандой, ни толстыми кошельками...
Перевод: Антон Ефремов