Многие североамериканские издания написали о годовщине крупнейшей в мире ядерной катастрофы. СМИ подчеркнули, что это стало огромной трагедией для множества советских людей. По данным ВОЗ, среди 600 тысяч подвергшихся мощному воздействию радиации человек количество смертей от рака в 4000 раз превышает среднестатистический показатель. Тот факт, что руководство СССР замалчивало трагедию, до сих пор воспринимается как предательство собственного народа. Отмечалось, что спустя годы после аварии к пострадавшим от радиации относились так, будто их не существует или они являются прокаженными. Чернобыльская катастрофа получила и политическое измерение. Так, газеты указали, что в Германии тысячи людей вышли на демонстрации возле нескольких атомных электростанций, требуя незамедлительно положить конец использованию атомной энергии.
Вспоминая события в Чернобыле, британская пресса констатировала, что мир все еще не имеет представления об истинном масштабе последствий этой аварии. Вину за это возлагают на руководство Советского Союза, блокировавшего какие-либо попытки изучить воздействие чернобыльского взрыва. Подчеркивалось, что только в 1989 году были опубликованы официальные карты зон заражения. Постоянно проводятся параллели между трагедией в Чернобыле и на «Фукусиме». Эксперты считают, что, хотя авария в Японии и получила высшую категорию по шкале ядерных происшествий, ее последствия не сопоставимы с чернобыльскими. В большинстве комментариев проводится тезис, что такого количества жертв можно было бы избежать, если бы советские власти действовали более открыто и не скрывали правду от собственного населения.
Материалы германских журналистов, приуроченные к этой дате, представляют собой воспоминания очевидцев, журналистов и фотографов. СМИ подробно рассказывали, как произошла авария, что происходило после катастрофы в пострадавших городах. В целом пресса делала упор на то, что власти скрывали правду о катастрофе, а многие участники ликвидации последствий аварии работали без защитной одежды. Некоторые издания в позитивном ключе отметили, что российское телевидение, вспоминая трагедию, продемонстрировало кадры, которые ранее были запрещены к показу, в частности о мародерстве в городе Припять, начавшемся еще до того, как закончилась эвакуация жителей. Большое внимание уделялось траурным мероприятиям в Чернобыле с участием Медведева и В.Януковича. Подчеркивалось, что лидеры России и Украины произнесли трогательные слова о чернобыльской трагедии. Позитивный отклик получило заявление Медведева о том, что Россия предлагает подготовить новые международные конвенции по ядерной безопасности. По мнению аналитиков, эта инициатива станет поддержкой и для тех российских активистов, которые уже многие годы критикуют недостаточное соблюдение правил безопасности при строительстве новых АЭС и продолжающуюся эксплуатацию устаревших реакторов. Несмотря на трагические последствия аварии в Чернобыле, Россия, Украина и Белоруссия не намерены отказываться от планов развития атомной энергетики, с сожалением констатировала пресса.
Темой №1 во французских СМИ были события четвертьвековой давности в Чернобыле и их проекция на современность. Публикации о визите президента на Украину для участия в памятных мероприятиях, приуроченных к годовщине трагедии, носили преимущественно нейтральный характер. Отмечалось, что Медведев признал ненадлежащее поведение советских властей, долгое время скрывавших истинные масштабы катастрофы. Пресса зафиксировала внимание Президента к проблеме обеспечения ядерной безопасности и намерение России представить собственные предложения по данному вопросу на саммите G8 в Довиле. Проблематика, связанная с аварией в Чернобыле, поднималась СМИ при освещении визита Путина в Швецию. Отмечалось, что заявления Премьера, назвавшего российские технологии обеспечения безопасности АЭС «лучшими в мире», свидетельствуют о неизменной воле РФ утвердиться на мировом рынке атомной энергетики. Коснувшись проекта РФ по строительству плавучих АЭС, СМИ постарались передать обеспокоенность экологов, которые склонны рассматривать мобильные реакторы как потенциальный источник загрязнения природной среды. Выражались также сомнения в безопасности объектов подобного типа в случае террористических акций. С другой стороны, СМИ в критическом ключе отзывались о ситуации в атомной отрасли самой России, где продолжают эксплуатироваться реакторы устаревшего типа. Сообщалось также о неутешительном положении, в котором оказались ликвидаторы аварии, сталкивающиеся с практикой перевода реабилитационных мероприятий на платную основу. В историческом плане признавалась роль чернобыльской трагедии как важного фактора, способствовавшего распаду СССР. Пресса отмечала порочную практику советских властей, предпочитавших замалчивать истинные масштабы катастрофы и не ставить в известность о них руководство соседних государств.
Годовщина чернобыльской катастрофы стала основным информационным поводом недели в Италии. СМИ подчеркнули, что эта дата приобретает еще большую значимость в свете недавней аварии в Японии. Широко цитировались слова Медведева о том, что основной урок Чернобыля заключается в необходимости говорить людям правду. Сообщалось также, что российский Президент обещал предложить на саммите G8 в Довиле конкретные меры по повышению безопасности АЭС. Обозреватели не преминули напомнить, что в России сейчас широко используются реакторы советских времен, из которых самый старый выпущен в 1971 году. До сих пор сведения о жертвах аварии крайне противоречивы. Россия, Украина и Белоруссия за последние годы сократили социальную помощь чернобыльцам, писала пресса. Сообщалось, что в Кремле на церемонии вручения наград ликвидаторам аварии многие из представленных к награде жаловались президенту на недостаток внимания со стороны государства.
Тема, освещавшаяся с привлечением экспертов и свидетелей катастрофы, получила широчайший отклик в испанской прессе. В первую очередь СМИ пытались оценить причины и последствия катастрофы в контексте существовавшей в то время советской системы. Чернобыль — метафора ее драматического падения, писала пресса. Высказывалось мнение, что трагедия стала результатом стремления СССР в ущерб безопасности догнать и перегнать Запад, а также применения устаревших технологий, существование которых не признавалось ради сохранения имиджа развитой индустриальной державы. Авария на Чернобыльской АЭС не только нанесла тяжелый урон экономике и репутации советской ядерной энергетики, но и стала началом конца Советского Союза, делали вывод обозреватели. Весьма негативно оценивались действия советского руководства по замалчиванию информации о трагедии, что привело к еще более тяжелым последствиям. Отмечалось, что до сих пор точно неизвестно, сколько человек погибло, а сколько пострадало в результате катастрофы. Отрицательные оценки сопровождали и тему помощи ликвидаторам аварии. Развернулась дискуссия и о будущем атомной энергетики. Ряд экспертов, вспомнив об аварии на «Фукусиме», выступили за необходимость отказаться от данного вида энергии. В контексте обсуждения большой интерес вызвали слова Д.А.Медведева о невозможности сегодня заменить ядерную энергетику и его предложение о безопасном развитии отрасли. Выступление Президента в памятной церемонии в Чернобыле в целом широко цитировалось в прессе. Издания не обошли вниманием и заявления об обязанности государства сообщать всю правду в случае подобных катастроф и о необходимости сделать все, чтобы помочь ликвидаторам аварии.
Несмотря на обилие материалов в швейцарской прессе, большинство из них было выдержано в нейтральном ключе. Сообщалось, в частности, о встрече в Киеве делегации из 23 стран-доноров, в ходе которой обсуждался план финансирования нового укрытия разрушенного реактора в чернобыле. Указывается на высокую стоимость саркофага, который планируется возвести к 2015 г. Приводятся выдержки 25-летней давности из швейцарской Journal de Geneve, где подчеркивалось, что СССР не стал отрицать факт взрыва на четвертом энергоблоке, и это, по мнению газеты, свидетельствовало о намерении М.Горбачева следовать политике открытости и гласности. При этом чуть позже та же Journal de Geneve указала, что советская сторона не предоставляет общественности достаточное количество информации о масштабах катастрофы.
Широкий резонанс в японских СМИ был вызван траурными мероприятиями, прошедшими на Украине и в Белоруссии в связи с чернобыльской трагедией. Тональность высказываний в прессе можно охарактеризовать как нейтральную. Тем не менее были и негативные оценки, связанные с низкой суммой компенсации, выплачиваемой ликвидаторам аварии на АЭС в Чернобыле. Так, сообщалось, что на Украине, несмотря на предвыборные обещания руководства страны, ежемесячные выплаты составляют всего лишь около 130 долл., а в Белоруссии надбавка к ежемесячной компенсации составила скромные 8 долл. в эквиваленте местной валюты. Все это не может не привести к росту недоверия к правительству среди граждан, подчеркнули СМИ. СМИ указали и на тот факт, что члены белорусского «Союза Чернобыль» в надежде повысить благосостояние ликвидаторов и их семей требуют от белорусских властей присоединения к РФ, чей «финансовый масштаб» в разы крупнее белорусского, однако А.Лукашенко остается безучастным к подобным предложениям.
Посещение Медведевым Чернобыля и прозвучавшие там обращения президента послужили фоном для широкой дискуссии в китайских СМИ. Тема попала в поле зрения как центральной, так и местной печати, при этом эксперты сконцентрировались на двух ключевых моментах. Во-первых, уроки Чернобыля заставляют повернуться лицом к проблеме расширения сотрудничества в области ядерной безопасности, к чему призывал Медведев. Во-вторых, не вызывает сомнения своевременность обращения России и ряда других стран к Токио с требованием не скрывать правду о реальных последствиях взрыва на АЭС «Фукусима-1». Характерно, что массмедиа с недоумением отнеслись к факту отсутствия в Чернобыле президента Белоруссии, также серьезно пострадавшей от катастрофы. Давление на Украину со стороны главы Еврокомиссии Ж.Баррозу по поводу участия А.Лукашенко в траурных мероприятиях в данном случае абсолютно непонятно, заключили СМИ.