В конечном итоге рейтинговые агентства делают оценку страны, основываясь на том, насколько устойчивым является бюджетный процесс государства. В Соединенных Штатах сегодня все не очень хорошо – между администрацией Буша и действующей администрацией Обамы американские финансы действительно оказались в неустойчивости. Налоговые поступления довольно высоки, но послевоенное поколение вот-вот начнет выходить на пенсию, и вместе с ним уйдут и налоговые поступления. Расходы велики, и ни администрация, ни Конгресс не демонстрируют большого желания взять их под свой контроль. Для совершенствования бюджета не так много возможностей: можно либо резко повысить пенсионный возраст, либо отменить некоторые социальные льготы, например программу социального страхования, либо резко поднять налоги. Все эти варианты обречены на неудачу, так как являются политическим самоубийством. Так что если действовать по правилам, то Соединенные Штаты заслуживают понижения рейтинга – и, возможно, даже не единичного. Но в конечном итоге это неважно.
В случае США дефолт абсолютно невозможен. Весь государственный долг США номинирован в долларовых активах. Доллар США это мировая валюта. Федеральный резерв США контролирует валютную политику. Пока дела обстоят так, объявить дефолт абсолютно невозможно. К счастью для американцев, в мире нет ни одной валюты, способной в течение поколения заменить доллар США в качестве мировой резервной валюты. Давайте разберем, почему это так.
Во-первых, давайте взглянем на евро. Несомненно, что евро это валюта, наиболее близко подошедшая к тому, чтобы заменить доллар США в качестве мировой валюты. Но если присмотреться к событиям последних двух лет, можно заметить, что европейцы оказались в состоянии непрекращающегося финансового кризиса еще до начала глобальной рецессии в середине 2008 года. Почти все банки европейского континента не только нестабильны, но и оказались связаны с валютными и долговыми проблемами, изнуряющими европейцев в последние месяцы. Европейцам удалось убедить свои банки приобрести большие объемы суверенных долговых обязательств, по сути, заставив их обменять хорошие частные активы на токсичные правительственные активы. Единственный вариант, при котором евро можно всерьез рассматривать в качестве мировой валюты, это если евро добровольно выйдет из этого кризиса в целости и сохранности. Но для этого 26 государств должны сознательно передать свой суверенитет другой стране – и это маловероятно.
Следом идет китайский юань. Во-первых, и это самое важное, китайский юань пока даже не является конвертируемой валютой – это даже не твердая валюта, ее нельзя вывезти из страны, ее не принимают в качестве законного платежного средства где-либо, кроме континентального Китая. Во-вторых, как бы японцы ни манипулировали йеной, китайцы манипулируют юанем еще больше. За последние три года китайцы напечатали эквивалент пяти триллионов долларов США для поддержания своей субсидированной кредитной системы. Без этого они не смогли бы поддерживать схему кредитования – субсидированную схему кредитования – питающую всю ориентированную на экспорт экономику. В-третьих, курс юаня привязан к доллару США, так что у китайцев абсолютно никаких валютных рисков. Они знают, что американцы купят по такой-то цене, поэтому и держат курс валюты на этом уровне. Если юань станет полностью конвертируемым, он внезапно начнет расти и падать вместе с торговым балансом. Это значит, что у китайских экспортеров больше не будет сегодняшней надежности при проведении торговых переговоров – они не смогут гарантировать цены – и это, вероятно, сразу же вытеснит из бизнеса многих из них. Если сделать юань мировой валютой, китайская валюта внезапно станет подвержена колебаниям, например, из-за ее связи с рынками нефти и зерна, и придется иметь дело с массовыми банкротствами по всему спектру китайской промышленной базы. Вскоре после этого страна столкнется с массовой безработицей и нестабильностью общества, которых всегда опасалось китайское правительство. В-четвертых, они знают, что реальная сила в системе принадлежит потребителям, а не производителям, и что пока китайская экономика состоит из экспортеров, а не импортеров, они не могут взять на себя ношу мировой валюты. Им необходимо и дальше оставаться в связке с более крупной системой, и в обозримом будущем этой системой будет американская экономика.
С точки зрения бухгалтерии, агентство Standard & Poor’s абсолютно право. Бюджетные расходы США вышли из-под контроля, и нет никаких признаков того, что ситуация исправится в ближайшем будущем. Вместе с тем, США – это особенный случай, потому что это страна, способная манипулировать валютной политикой всей мировой системы с пользой для себя, и, как мы видели в прошлом, Федеральный резерв не видит в подобных действиях ничего зазорного.