МОСКВА — Холодная война, определявшая мировоззрение в спортивном мире в период моего отрочества, давно позади. Сегодня россиянам принадлежит команда Нью Джерси Нетс Национальной баскетбольной ассоциации Америки. Американский баскетболист выступал за Россию на Олимпиаде.
Животворящая сила глобализация, которая проявляется не только в спорте, но и во многих других сферах, размыла уже немало границ и свела на нет немало противостояний. Однако резкий и неожиданный поворот колеса фортуны на мировом чемпионате фигурного катания в Москве все равно поражает воображение.
Советский Союз, и прежде всего, Россия, некогда задавали тон в изысканном искусстве спортивных танцев на льду; лишь на недолгое время их потеснила неподражаемая английская пара, Джейн Торвилл и Кристофер Дин.
Да и как могли русские не быть первыми в той области, где требовались балетная подготовка и хорошая ледовая поверхность зимой? Однако их владычеству в этой сфере пришел конец, во всяком случае, когда дело доходит до исполнения свизлов и скруток.
Впервые все три команды, завоевавшие призовые медали, оказались из Северной Америки. Мерил Дэвис и Чарли Уайт заполнили последний пробел в списке достижений фигуристов своей страны, став первой танцевальной парой из Соединенных Штатов Америки, завоевавшей золото на мировом чемпионате.
Вторыми были Тесса Вирту и Скотт Мойр из Канады, чемпионы последней олимпиады. Третье место заняла американская пара: 16-летняя Майя Шибутани со своим старшим братом Алексом.
Забавно, что для разрешения вопроса о мировом первенстве спортсменам понадобилось проделать долгий путь в Москву: ведь все три пары тренируются на одной и той же площадке, их готовят одни и те же тренеры в Кантоне, штат Мичиган. Однако это путешествие, безусловно, было необходимо, чтобы круг замкнулся: ведь их тренеры – Игорь Шпильбанд и Марина Зуева – россияне, родившиеся в Москве и позднее эмигрировавшие.
«То, что Марина и Игорь теперь на нашей стороне – совершенно изумительное преимущество, и мы видим, почему им удалось добиться таких результатов, - заметил Уайт, говоря о российской школе фигурного катания. - Я думаю, что Марину и Игоря выгодно отличает их способность мыслить свободно. Они могут терпеливо добиваться от своих столь разных фигуристов с их столь разными стилями раскрытия всех своих возможностей, без жесткости, которой можно было бы ожидать от советского воспитания. Словно наши тренеры в значительной мере впитали в себя свободу, которая пришла к ним, когда они оставили родину и приехали в США. Я думаю, сочетание их отношения к работе с их природным талантом вывели нас и Алекса с Майей и Скотта с Тессой к высотам фигурного катания».
Похоже, Холодная война до сих пор оказывает влияние на спортивные результаты, несмотря на то, что Шибутани, например, еще не родилась, когда в 1991 году распался Советский Союз. Бывший мировой чемпион по танцам на льду среди юниоров, Шпильбанд, предал родину (помните такое выражение?), эмигрировав в 1990 году в Соединенные Штаты Америки. Но, возможно, он в любом случае оказался бы в Соединенных Штатах. Многие талантливые и высоко квалифицированные тренеры из России и республик бывшего Советского Союза в период хаотического перехода от коммунизма к чему-то еще рассеялись по всей планете.
Политика сманивания мастеров очень распространена в фигурном катании. Зуева уехала работать в Америку в 1991 году, и вот через двадцать лет, в субботу вечером, в беседе с журналистами в своем родном городе Москве она радуется успеху зарубежных спортсменов, добиться которого им помог ее талант и ее душевные силы.
«Это было золотое время, Советский Союз, а сейчас золотое время наступило для Америки, - заявила она на своем очаровательном, с заметным акцентом, английском. – Мы просто счастливы, и мы идем правильным путем, спортивным путем».
«Мы принесли много нового в танцы на льду. Мы смогли добиться гармонии между спортом и искусством. Все наши команды имеют совершенно разные стили и по-настоящему сильную базовую подготовку».
Стили и программы у медалистов, выступивших в субботу, сильно различались, что свидетельствует о широком творческом диапазоне их тренеров и о том, что фигуристы заботятся о том, чтобы не наступать друг другу на пятки на льду. Спортсмены во многих видах спорта – от тенниса до горных лыж — плодотворно работают в небольших, ультраэлитных группках, где они могут ежедневно оценивать свои достижения, сравнивая себя с лучшими в своей области. Огромное напряжение иногда вызывает срывы, но настроение, во всяком случае, на публике, среди группы спортсменов из Кантона остается настолько гармоничным, что в это почти невозможно поверить. Мойр сказал, что они с Вирту иногда отказывались от некоторых элементов, если их уже выполняли Дэйвис и Уайт; и те платят им тем же.
«Я думаю, в этом все дело, и осуществить это труднее, чем кажется, - сказал Мойр на пресс-конференции призеров. – Я думаю, соблюдение подобных границ и взаимное уважение действительно полезная вещь. Именно поэтому у нас и получились три хорошие и очень разные пары».
Прежде всего, мы видим их тут потому, что опыт, достигнутый в этой области, стал доступен всему миру; поэтому особенно интересно наблюдать попытки России загнать некоторых своих гениев фигурного катания обратно в бутылку, чтобы помочь своим спортсменам завоевать медали на сочинской олимпиаде в 2014 году.
Сейчас у нее появились экономические рычаги для этого. Иностранные фигуристы, работающие в Москве, например, Натали Пешала и Фабиан Бурза из Франции, которых готовит российский тренер Александр Жулин, уже ощутили давление, вынуждавшее их уехать из России. И после запинки, в результате которой они оказались четвертыми, Пешала и Бурза действительно планируют переезд, чтобы подключиться к другой группе тренеров, работающей в Детройте, в числе которых – и бывшая мировая чемпионка по танцам на льду Анжелика Крылова.
Кто она по национальности? Русская, конечно.