ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА 8 МАЯ 1961 ГОДА
Москва, 7 мая - Вчера премьер Хрущев официально поздравил президента Кеннеди по случаю запуска ракеты с человеком на борту, впервые осуществленного Соединенными Штатами, и заявил, что это событие открывает «безграничные возможности для познания природы во имя прогресса».
В своей телеграмме, направленной в Белый дом, г-н Хрущев попросил президента передать первому астронавту США, капитану третьего ранга Алану Б. Шепарду-младшему свои «сердечные поздравления».
В телеграмме, распространенной по каналам советского информационного агентства ТАСС от имени советского народа и лично г-на Хрущева, говорится: «Последние выдающиеся достижения в освоении человеком космоса открывают безграничные возможности для познания природы во имя прогресса».
Поздравление советского лидера можно рассматривать как жест вежливости, проявленный в ответ на поздравительную телеграмму президента Кеннеди, которую он направил 12 апреля по случаю первого орбитального полета советского космонавта, майора Юрия Гагарина.
В советской прессе телеграмма Хрущева вчера <6 мая> не публиковалась.
Напечатали на последней странице
Внимательный читатель советской прессы смог найти лишь краткое сообщение о полете Шепарда, которое уместилось лишь в нескольких параграфах на последних страницах некоторых газет.
В своем заявлении, сделанном по радио, г-н Хрущев преуменьшил значение полета, осуществленного капитаном третьего ранга Шепардом, по сравнению с орбитальных космическим полетом майора Гагарина.
Выступая на торжествах во время визита в столице Армении Ереване, русский лидер сказал: «Совсем недавно могучим эхом разнеслось по всему земному шару известие о триумфальном полете человека на космическом корабле вокруг Земли. Именно вокруг Земли, а не как-либо».
В своем выступлении премьер особо подчеркнул, что «первым человеком, проникнувшим в космос, стал гражданин Советского Союза Юрий Гагарин, имя которого известно теперь всему миру».
Премьер высмеял тех «оригиналов», которые так или иначе ставят под сомнение советское официальное заявление о полете майора Юрия Гагарина.
Сообщения о неудачных пусках
Кое-где в западной прессе появляются сообщения о том, что 12 апреля никакого полета майора Гагарина не было, а также о том, что Советский Союз неоднократно предпринимал неудачные попытки пилотируемых запусков.
В отличие от запуска американского астронавта, который транслировался по телевидению, советский старт был осуществлен под завесой секретности.
Вчера <6-го мая> газета советских вооруженных сил «Красная Звезда» выступила с опровержением сообщений, появившихся в западноевропейских СМИ, утверждавших, что советский летчик Владимир Ильюшин получил травмы во время предыдущей неудачной попытки совершить космический полет.
На встрече с представителями Соединенных Штатов русские передали свои поздравления.
Комментируя сообщение, в котором говорилось о том, что капитан третьего ранга Шепард частично сам осуществлял управление полетом, агентство ТАСС заявило: «Советский космонавт мог осуществить управление космическим кораблем. Для этой цели он получил специальную подготовку и при необходимости мог самостоятельно посадить свой корабль».
«Однако в этом не было никакой необходимости, так как весь полет вокруг Земли и посадка космического корабля, проведенная с большой точностью в заданном районе, были выполнены в штатном режиме».
Агентство ТАСС также процитировало одного из советских ученых, профессора Георгия Покровского, который заявил следующее: осуществленный американцами запуск человека в космос напоминает советские эксперименты, проводившиеся еще в июле 1959 года. В ходе этих экспериментов на высоту в несколько сот километров были отправлены животные, которые затем благополучно вернулись на Землю.
Самый полный отчет о полете Шепарда опубликовала газета Коммунистической партии «Правда». Сообщение, отправленное из корпункта ТАСС в Нью-Йорке, было опубликовано на последней странице газеты, а его объем составил всего 150 слов. В официальном сообщении приводилась информация лишь о достигнутой кораблем высоте, однако сам полет не был назван космическим.
Редакция ИноСМИ благодарит Игоря Ногаева за предоставленные архивные материалы и перевод