Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
«Президент Обама не понимает израильскую реальность, - заявили «лица, приближенные к главе правительства» после встречи в Белом доме. Таков заголовок газеты «Исраэль ха-йом». А это значит, что таково мнение самого Нетаньяху.
Можно посочувствовать президенту Обаме. Действительно невозможно понять эту реальность. Невозможно понять, почему государство и народ отказываются сделать, что следовало сделать давно и продолжают биться лбом о стену, разбивая голову в кровь – вопреки всякой логике, находясь в состоянии амока, почти лишившись рассудка.
Трудно понять реальность, в которой премьер-министр, вопреки всякой логике, а также вопреки элементарным правилам приличия, читает нотации президенту США, который принимает его у себя в гостях. Трудно понять реальность, в которой глава правительства за день до выступления американского президента по ближневосточному вопросу, президента, который ждет его с визитом, выступает с заявлением, которое иначе, как плевком в лицо принимающей стороны назвать нельзя.
Ну что же, специально для президента Обамы я постараюсь разъяснить реальность, которую «он не понимает». Реальность такова, что в фантазиях главы правительства он видит себя лидером «преследуемого народа». Ему очень нравится быть «лидером преследуемого народа». И не только ему. Никакие события и изменения, произошедшие в мире, не смогли убедить наших руководителей на протяжении нескольких поколений перестать наконец быть «преследуемым народом». Даже генеральный директор Антидиффамационной лиги Эйб Фоксман, которого трудно заподозрить в левизне, говорит, что речь Обамы не направлена протв Израиля, и что в выступлении Обамы было немало полезного для Израиля. Однако Биби и его друзей на мякине не проведешь.
Но не только вы, господин президент, не понимаете израильскую реальность. Девять лет назад 22 страны, входящие в состав Лиги арабских государств выдвинули инициативу, касающуюся прекращения палестино-израильского конфликта и полной нормализации отношений с Израилем.
Лидеры «преследуемого народа» решили не портить красивую теорию фактом того, что 22 арабских государства признают Израиль и его право жить в мире рядом с ними. Наши лидеры просто проигнорировали эту инициативу. До такой степени, что в лучшем случае 15% израильтян вообще знают о существовании Саудовской инициативы. Когда группа израильских деятелей представила на прошлой неделе свой мирный план египетскому министру иностранных дел, он совершенно справедливо заметил: «Девять лет существует подобный план. И лишь теперь вы вспомнили о нем?»
Реальность, господин президент, такова: идея, благодаря которой вы были избраны на свой пост – изменения («Change We Can Believe In»), - это именно то, чего Израиль и его премьер-министр боятся больше всего. Израиль привык к существующему положению и не мыслит себя вне его. Израиль большую часть своей истории живет с оккупацией. Большую часть своей истории Израиль существует без международно признанной границы и смертельно боится любых изменений.
Реальность такова: Нетаньяху никогда не хотел и не планировал совершать какие-либо изменения. Когда Нетаньяху был избран на пост главы правительства два года назад, он понял, что для того, чтобы выжить, ему необходимо играть в известную игру – имитировать переговорный процесс, который изначально никуда не ведет. Но (какая досада!) в Белом доме не нашлось подходящего партнера для этой занимательной игры, и тогда открылись истинные намерения израильского премьера:
Нетаньяху хочет продолжать оккупацию, хочет сохранить существующее положение, он не видит в этом никакой проблемы. А теперь Нетаньяху предпочитает конфликт. Управляемый конфликт с палестинцами. Конфликт со всеми, кто посмеет сказать что-нибудь против «преследуемого народа». Уж он им покажет! Реальность, господин президент, такова: конфликтовать мы умеем, это нам хорошо знакомо. Что такое жить в мире - об этом нам неизвестно ничего.