Министры иностранных дел России, Польши и Германии встретились на выходных в Калининграде. Темы обсуждения варьировались, однако, два главных вопроса, которые привыкли наше внимание, - это общеевропейская система противоракетной обороны, а также создание комитета по внешней политике и безопасности Россия-ЕС.
Трехсторонняя встреча глав дипломатий России, Германии и Польши – такой формат встречи использовался впервые. Потому она считается важной, - она вклинивает Польшу между Россией и Германией, достаточно буквально, за столом переговоров. Еще более интересно то, что Варшава решила принять такой формат.
В прошлом Польша встречалась с Францией и Германией в трехстороннем формате – это называлось Веймарский треугольник. На этих встречах Веймарского треугольника Германия и Франция убедили Польшу согласиться на создание комитета по внешней политике и безопасности между Россией и Евросоюзом. Тот факт, что идея о создании такого комитета появилась в ходе обсуждения, интересен только потому, что она была снова поднята Германией и Россией. Для Германии это очевидный способ доказать Европе, что она может привлечь Россию к столу переговоров по ключевым вопросам европейской безопасности. А Россия предложила Приднестровье, сепаратистский регион Молдавии, имеющий прокремлевскую настроенность, в качестве потенциального поля, где могло бы осуществляться сотрудничество между Россией и Европой.
Другой вопрос, который обсуждался, это общеевропейская система противоракетной обороны. Польша определенно хочет, чтобы США приняли участие в ПРО в Европе, и она бы предпочла, чтобы сотрудничество осуществлялось на двустороннем уровне между Польшей и Соединенными Штатами.
С российской точки зрения идеальным является вариант отдельной европейской системы ПРО, в которой и Россия, и США участвуют на равных, давая Москве значительный операционный контроль. С точки зрения США решением должны быть две отдельные системы, которые взаимосвязаны, однако в конечном итоге НАТО контролирует свою собственную сторону сферы ПРО.
Так что контекст встречи министров иностранных дел Польши, Германии и России – это продолжающееся соперничество между Россией и США вокруг будущего европейской системы противоракетной обороны.
По большому счету Москва не хочет, чтобы Вашингтон посягал на эту арену боевых действий, на эту нейтральную зону, и она ощущает, что невзирая на то, что центральноевропейские страны являются членами НАТО, нога США не должна ступать на эти земли.
Сами центральные европейцы, тем временем, определенно чувствуют, что они представляют собой элемент поля боля и потому как раз приглашают к присутствию США – именно потому что чувствуют себя зажатыми между агрессивной Россией и самодовольной западной Европой.
Потому продолжающиеся дипломатические шаги, которые Москва предпринимает с целью поговорить с европейцами, начиная от Словении и Польши и заканчивая Германией, и попытаться подчеркнуть сотрудничество и преимущества общения с Россией, могут и не иметь какой-то конкретной цели. Они призваны запутать центральноевропейскипе государства и продемонстрировать им, что по вопросам политики безопасности реального европейского единства не существует. Россия надеется показать, что из себя представляет эта объединенная Европа, потому в течение последних пары недель мы также наблюдали, как центральные европейцы пытаются сблизиться через такие каналы как Вышеградская боевая группа, которая была сформирована лишь на прошлой неделе.