Интервью с Ричардом Пайпсом (Richard Pipes) - американским политологом, бывшим советником президента Рональда Рейгана.
Rzeczpospolita: Как вы оцениваете визит Барака Обамы в Польшу?
Ричард Пайпс: Довольно положительно. Обаме благодаря соглашению по размещению американского подразделения ВВС (F-16 и Hercules С-130) удалось вернуть себе доверие союзников в Польше и Центральной и Восточной Европе. Поляки могут быть уверены в гарантиях безопасности со стороны США. Присутствие американцев на польской земле будет важным, хоть и символическим. Однако жаль, что Обама не сделал чего-то более серьезного в отношении отмены виз для поляков.
[…]
- Как восприняли этот визит американцы?
- Американская пресса мало интересовалась визитом Обамы в Польшу. На первой странице субботнего выпуска New York Times на эту тему не было ничего. В свою очередь, главной новостью на передовице Wall Street Journal были сообщения о Пакистане, а о Варшаве ни слова.
Американцы больше интересуются внутренними темами, чем внешней политикой, может быть, за исключением того, что происходит на Ближнем Востоке. Восточная Европа особенного интереса не вызывает. Но я подозреваю, что те, кто следил за визитом Обамы в Польшу, оценят его положительно.
- Поможет ли приезд в Польшу Обаме в его президентской кампании?
- Я так не думаю.
- А как могут отреагировать россияне на этот визит, на обещание, что в Польше на ротационной основе будут находиться истребители F-16, подтверждение планов размещения у нас элементов ПРО?
- Я не ожидаю негативной реакции. Мне кажется, что россияне осознают символический характер американского присутствия в Польше, и я сомневаюсь, что они решат, что это в какой-либо степени может им угрожать.
- Польское правительство прилагает много усилий к тому, чтобы у нас появилась горстка американских военных. Усилит ли это безопасность страны?
- Не думаю, но присутствие американцев на польской земле важно с психологической и символической точки зрения. Это символ того, что именно они защищают Польшу. Реальной гарантией безопасности для Польши является НАТО, а для НАТО, конечно, США, так что Польша может чувствовать себя в безопасности.
- Обама убеждал в Варшаве, что т.н. «перезагрузка» американских отношений с Россией была очень хорошей инициативой, которая не только уменьшила напряженность между Вашингтоном и Москвой, но была выгодно всему региону. Вы с ним согласны?
- Да, хотя это не в полной мере его заслуга. Это получилось, потому что россияне, опасаясь угрозы со стороны Китая, становящегося все более мощным в экономическом и военном плане, хотят сблизиться с Европой и НАТО, с Польшей и США. Если бы у россиян не было проблем с китайцами, я думаю, «перезагрузка» не повлияла бы на улучшение отношений.
- Американский президент хвалил прагматическую политику польского правительства в отношении России. Может ли визит Обамы в Варшаву помочь польско-российским отношениям?
- Мне кажется, да. Россияне хотят быть в хороших отношениях с Польшей, которая явлется важнейшим членом европейского сообщества. Этому способствует политика, которую в отношении России ведет премьер-министр Дональд Туск. Качиньский относился к России слишком враждебно.
- Серьезная проблема для «Газпрома» - это польско-американское сотрудничество по добыче сланцевого газа. Российские власти попробуют это сотрудничество осложнить?
- Реализации этого проекта будут препятствовать не только россияне, но и немцы. Мы наверняка услышим, что это нарушает их интересы, что это не нужно и т.п. Я не знаю, чего им удастся достичь, но они наверняка попытаются осложнить добычу сланцевого газа в Польше. Для такого экспортера газа, как Россия, это необычайно серьезный вопрос.
- Обама поддержал не только сотрудничество по сланцевому газу, но и польскую политику в отношении Белоруссии. Эта поддержка важна?
- Да. Благодаря этому растет роль Польши. Члены американской администрации видят, что поляки обладают значительным влиянием на то, что происходит в Восточной Европе, что они разбираются в этих вопросах гораздо лучше, чем американцы. Так что разговоры велись не только о Белоруссии, но и, например, об Украине.
- Американский президент приводил Польшу как образец демократических преобразований и говорил об использовании польского опыта в арабском мире. Действительно ли Польша может играть важную роль в демократизации Ближнего Востока и Африки?
- Я очень в этом сомневаюсь. Различия между Польшей и Египтом кажутся мне слишком большими.
- Может быть, она тогда будет играть роль политического лидера в регионе? В первый день своего визита Обама принял участие во встрече лидеров стран Центральной и Восточной Европы.
- Да. Польша – это самое крупное государство Восточной Европы, у нее наиболее развитая экономика, а в добавок она является близким союзником США. Польша должна воспользоваться шансом, который дает ей скорое председательство в ЕС.
- Как можно сравнить отношение к Польше Барака Обамы и Рональда Рейгана? Будет ли еще когда-нибудь какой-нибудь американский президент столь же расположен к нам, как Рейган?
- Сложно сказать, кто станет следующим президентом США. Республиканцы еще не определились с кандидатом. Если же победит Барак Обама, будет так, как сейчас.
- Он не такой большой друг Польши, как Рейган?
- Обама - это не Рейган. Ни с какой точки зрения.