Российский министр иностранных дел Сергей Лавров предупредил США и европейские страны о том, что не стоит поощрять антиправительственные выступления в Сирии, предлагая им перспективу военной поддержки таким же образом, как это делалось в Ливии.
«Ни в чьих интересах - направлять послания оппозиции в Сирии или где бы то ни было еще о том, что если вы отвергнете все разумные предложения, мы придем и поможем вам так же, как мы уже сделали в Ливии», - заявил 61-летний Лавров накануне в интервью в Москве. «Это очень опасная позиция».
Демонстрации против правления президента Башара Асада (Bashar al-Assad) охватили Сирию, когда их участники вдохновились восстаниями, в ходе которых были свергнуты авторитарные правители в Египте и Тунисе. Сирийские силы безопасности убили более 1 100 человек и задержали по крайней мере 10 000, по данным правозащитных организаций. Правительство обвиняет в акциях протеста исламских боевиков и иностранных провокаторов.
Россия воздержалась при голосовании 18 марта в Совете Безопасности ООН по резолюции, которая санкционировала применение силы для защиты мирных граждан от сил ливийского лидера Муаммара Каддафи, заявив, что резолюция может привести к «крупномасштабной военной интервенции». Операции, руководство которыми осуществляет Организация Североатлантического договора (НАТО), вышли далеко за рамки первоначально обозначенной цели установления бесполетной зоны, заявил Лавров.
Великобритания, Франция, Германия и Португалия попросили Совет Безопасности 25 мая потребовать, чтобы Сирия прекратила применение силы против мирных демонстрантов и прислушалось к их жалобам. Европейский Союз на прошлой неделе ввел запрет на въезд и заморозил активы «высших руководителей Сирии», через неделю после того, как США заморозили активы Асада и еще шести высокопоставленных сирийских политиков.
Против вмешательства ООН
Россия выступает против вмешательства Совета Безопасности в ситуацию в Сирии, заявил Лавров.
«Во-первых, ситуация не представляет угрозы международному миру и безопасности», - сказал он.
«Во-вторых, Сирия очень важная страна на Ближнем Востоке, и дестабилизация Сирии обернется последствиями далеко за пределами ее границ».
Хотя Россия выступает против международного вмешательства, она поддерживает необходимость перемен в Сирии и настоятельно рекомендует Асаду осуществить обещанные реформы, сказал Лавров.
Асад 21 апреля приказал отменить державшийся 48 лет режим чрезвычайного положения, упразднил Верховный суд государственной безопасности Сирии и выпустил указ, разрешающий мирные акции протеста. На этой неделе он предложил «всеобщую амнистию», включающую и политзаключенных.
«Мы удовлетворены тем, что наши призывы были услышаны», - сказал Лавров. «Недавно он опубликовал проект новой конституции, он объявил амнистию политзаключенным, и я полагаю, это должно успокоить ситуацию».
Протесты продолжались и после декрета об амнистии, выпущенного вечером 31 мая, так как лидеры оппозиции заявили, что это всего лишь уловка, чтобы выиграть время.
Резолюции ООН
Лавров призывал, чтобы резолюция по Ливии носила исключительный характер, и заявлял, что Россия будет требовать, чтобы любые будущие мандаты ООН были более конкретными.
«Если кто-то хочет получить санкцию на использование силы для достижения цели, необходимость достижения которой разделяют все из нас, то ему придется конкретизировать в резолюции, кто этот кто-то, кто собирается использовать данную санкцию, каковы правила поведения и применения силы и рамки ее использования», - сказал Лавров.
Россия активизировала дипломатические усилия, чтобы способствовать разрешению ситуации в Ливии, попытавшись убедить Каддафи уйти, а НАТО - завершить военные действия, сказал Лавров.
На саммите «Большой восьмерки» во французском Довиле на прошлой неделе президент США Барак Обама и президент Франции Николя Саркози попросили своего коллегу Дмитрия Медведева помочь добиться договоренности, приемлемой для коалиционных сил, Африканского союза и ливийских повстанцев, заявил Лавров.
«Приемлемо для всех»
Медведев поговорил по телефону с южноафриканским президентом Джейкобом Зумой до и после того, как Зума побывал в Триполи, столице Ливии, 30 мая, рассказал Лавров. Медведев также велел своему спецспосланнику по Ливии Михаилу Маргелову отправиться в портовый город Бенгази на переговоры с лидерами оппозиции как можно скорее.
Любое решение должно «быть приемлемым для всех ливийцев», - сказал Лавров, и его комментарий перекликался с тем, что говорил Зума по возвращении из Триполи, куда он ездил при поддержке Африканского союза.
«Я надеюсь, что накопленные усилия всех тех, кто хочет увидеть конец военных действий и начало строительства новой Ливии, принесут результат», - сказал он.
США и их партнеры, включая Францию и Великобританию, начали свои первые атаки против сил Каддафи 19 марта. НАТО взяло на себя командование операцией в Ливии 31 марта, а накануне расширило временные рамки своей миссии еще на 90 дней, что, по словам генерального секретаря организации Андерса Фога Расмуссена, стало «ясным свидетельством» того, что «мы полны решимости продолжать нашу операцию по защите ливийского народа».
Воздушные налеты унесли жизни 718 мирных граждан, еще 4 067 человек от них пострадали в период с 19 марта по 26 мая, сообщает агентство France Presse, цитируя представителя правительства Ливии.
Бедуин или суд
Россия не ведет переговоров о «каких-либо договоренностях относительно неприкосновенности или гарантиях» для Каддафи, хотя другие рассматривают разные варианты, сказал он.
«Я могу сказать вам, не раскрывая особо много секретов, что лидеры стран, которые могут влиять на ситуацию, активно обсуждают разные варианты», - сказал Лавров.
Политики на саммите «Большой восьмерки» обсудили разные варианты для Каддафи - от «тихой жизни простого бедуина в ливийской пустыне до судьбы Милошевича в Гааге», - заявил Маргелов в интервью накануне, напомнив о суде над военным преступником, югославским лидером Слободаном Милошевичем.