На драфте НХЛ в выходные сохранилась тенденция – русских нет.
При том, что в этом году во время драфта было отобрано в два раза больше российских игроков, по сравнению с 2010 годом, когда их было взято лишь четыре, общий спад, который начался всерьез в 2005 году, не прекратился. И каждый из руководителей НХЛ, когда его спрашивают о причинах, называет одного и того же виновника – Континентальную хоккейную лигу (КХЛ).
С тех самых пор как КХЛ начала привлекать молодых российских игроков, обычно деньгами, соблазняя их остаться и играть дома, а не проводить год или больше в североамериканских юниорских или низших лигах, они стали все чаще выбирать вариант остаться на родине. В результате команды НХЛ привлекают во время драфта все меньше и меньше российских игроков с каждым годом.
«Я думаю, проблема с российскими игроками заключается в том, что настоящие хорошие ребята, которые собираются приехать и играть, оказываются запертыми в Северной Америке, - говорит генеральный менеджер Ottawa Senators Брайан Мюррей (Bryan Murray). - Но российские ребята находятся в такой ситуации, как и обычные канадские ребята, когда им приходится возвращаться для развития или на год уезжать в Американскую хоккейную лигу, и мы видим, что они не хотят оставаться. Их стимулируют возвращаться, они получают деньги за возвращение в КХЛ. Поэтому игрокам не хватает терпения, а у нас нет шанса заполучить их».
Все представители НХЛ, которых мы опрашивали, заявили, что тенденция не означает, что в России становится все меньше перспективных игроков, даже учитывая то, что четыре игрока, привлеченные в ходе драфта 2010 года, это было самое низкое количество с пор, как русские впервые попали на драфт в НХЛ в 1969 году. Самое большое число игроков из России было привлечено в 1992, когда было отобрано 45 человек. Резкий спад начался в 2005, когда было взято всего 11 игроков, тогда как годом ранее их было 24. И не стало совпадением, что вливание денег богатых бизнесменов в КХЛ произошло примерно в то же время.
В сезоне 2010-2011 годов 27 русских играло в НХЛ, в то время как в 2001-2002 их было 60.
Хотя сейчас отношения между НХЛ и КХЛ лучше, чем они были пару лет назад, когда такие игроки как, например, Александр Радулов, разрывали контракт НХЛ с Nashville Predators, чтобы подписать его с командой из КХЛ, официального соглашения о сотрудничестве между лигами по-прежнему нет. Они согласились уважать контракты друг друга, но Радулов по-прежнему играет в КХЛ, и это по-прежнему терзает генерального менеджера Predators Дэвида Пойл (David Poile). Другая проблема заключается в том, что Федерация хоккея России отказывается подписывать трансфертное соглашение с НХЛ.
«Большинство этих игроков в КХЛ законтрактованы и взяли обязательства на долгий срок, - говорит Пойл. -Поэтому получается драфт, результат которого вы на самом деле, реально смотря на вещи, можете не получить в краткосрочной или долгосрочной перспективе».
«St. Louis Blues взяли Владимиро Тарасенко в прошлом году (шестнадцатый в общем рейтинге). Он был высоко рейтинговым игроком, и при прочих равных он бы был значительно выше по позиции в драфте. Но ни о каком равном рассмотрении не приходится говорить, когда ты имеешь дело с российскими игроками».
Это означает перемены в том, как некоторые команды набирают русских. Мюррей, например, торговался за 21-летнего российского форварда Никиту Филатова в драфте НХЛ. Он был взят шестым клубом Columbus Blue Jackets в 2008 году, но с тех пор носился между НХЛ, АХЛ и КХЛ. Мюррей рассчитывает, что перемена обстановки поможет Филатову определиться. Сам он сказал, что хочет играть в НХЛ.
«Мы торговались за Филатова, так как он дал понять, что хочет попытаться остаться здесь, поэтому мы решили использовать этот шанс, - сказал Мюррей. - Если он этого не сделает, я уверен, что первое, что он попытается получить, это контракт там».
Российские игроки, которых привлекают нынче в ходе драфта НХЛ, обычно являются теми, кто уже играют в североамериканских юниорских лигах или дали понять, что они хотят играть в НХЛ. Генеральный менеджер Tampa Bay Lightning Стив Айзерман (Steve Yzerman), например, сделал центрового Владислава Наместникова первым русским, взятым во время уикенда, который вышел на 27 позицию в первом раунде.
Но Наместников – сын бывшего игрока НХЛ Джона Наместникова (John Namestnikov) и вырос в Северной Америке. Он играет за London Knights в Хоккейной лиге Онтарио (Ontario Hockey League).
Айзерман взял себе трех из восьмерых русских, привлеченных в ходе драфта. По его словам, игра стоила свеч, особенно учитывая, что он отбирал сразу.
«Любой игрок, которого ты отбираешь во втором раунде или позже, наиболее вероятно, приходит на три или четыре года, - говорит Айзерман. - И за три или четыре года мы понимаем, что если они хорошие игроки, они будут здесь. Все хорошие игроки в конце концов приходят из России».