Времена, когда иностранный корреспондент иногда чувствовал себя Джорджем Смайли (агент секретной службы из романов Джона Ле Каре, - прим. перев.), вроде бы закончились с падением Берлинской стены. Однако, если посмотреть на Южную Америку, может показаться, что былые деньки русского шпионажа в стиле Джона Ле Карре вернулись – по крайней мере, если судить по представителю «Газпрома», с которым я недавно встретился в Боливии. С еле видной улыбкой, безупречными манерами и ледяным рукопожатием он выглядел так, как будто его специально отбирали на роль агента КГБ.
Сейчас БРИК ведет в Южной Америке «большую игру». В регион пришли китайцы и индийцы, а Бразилия – региональный гегемон, - разумеется, оттуда и не уходила. Единственная страна БРИК, которой не хватало в этом списке, – это Россия. Сейчас, похоже, русские решили это исправить. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров, только что призвал начать «новый этап развития российско-латиноамериканских отношений». В течение последних примерно 50 лет Россию в Южной Америке интересовали в основном тематика, связанная с безопасностью. Во времена холодной войны Москва держала на Кубе центры радиоперехвата, которые в дальнейшем свернула, позднее она заключала многомиллиардные сделки по поставкам оружия Венесуэле. Сейчас, напротив, речь в основном идет об энергоносителях, которыми изобилует Латинская Америка.
Заметим, что основной задачей «Газпрома» все же остается обращать в деньги гигантские российские запасы. В результате до сих пор ее зарубежные проекты – за исключением проектов в Венесуэле и Боливии – были сравнительно невелики. Однако от энергетики до энергетической дипломатии – всего один небольшой шаг, а сделав его, Россия может значительно расширить свои интересы в регионе.
Два примера. Во-первых, Россия – член АТЭС, и придает большое значение следующему саммиту этой организации, который пройдет на российской территории - во Владивостоке. Это особенно важно, так как в Латинской Америке многих вдохновляет рост тихоокеанской торговли на фоне сокращения атлантической. Все это происходит в рамках глобального изменения баланса сил.
Во-вторых, г-н Лавров заметил, что Россия хочет вступить в Межамериканский банк развития – региональную кредитную организацию. Вашингтону, безусловно, имеет смысл вспомнить об этом в следующий раз, когда он будет тянуть с выполнением своих обязательств по финансированию МБР, как он делал в этом году. Русские вновь приходят на «задний двор» США. Кто бы мог подумать! Однако это еще один признак того, что времена меняются.